Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Куда плывет рыбная отрасль

Фильтры

Регион

Новости

Куда плывет рыбная отрасль

В эти дни в Мурманске проходит заседание постоянного российско-норвежского комитета по контролю за рыболовством. Это основной рабочий орган двусторонней же смешанной комиссии по рыболовству (СРНК), решения которой оказывают весьма серьезное влияние на деятельность рыбацких флотов обеих стран. Очередная сессия СРНК, кстати, состоится в Норвегии через две недели.

Говоря о нынешнем заседании комитета, руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Госкомрыболовства РФ Валентин Балашов, отметил, что оно значительно отличается от многих предыдущих, проходивших с начала 90-х. Главное отличие: российская делегация пояснила норвежской стороне, что в нашей стране за последние годы произошли значительные изменения. В том числе в подходах государства к решению экономических проблем - включая и международные их аспекты.

- Пожалуй, норвежским коллегам стало сложнее обговаривать с нами различные вопросы, - считает Балашов. - Но это нормально. Советский Союз мог, к примеру, легко отдавать треску, брать взамен более дешевую путассу, и ни о какой коммерции никто не думал. Сегодня все поменялось. Мы живем в условиях капитализма, и Россия как всякая капиталистическая страна отстаивает интересы своего бизнеса.

Впрочем, наш разговор от конкретного заседания вскоре сам собой перешел к более широкой теме - развитию рыбной отрасли в целом в последнее время. И здесь собеседник подчеркнул, что с нею связан уникальный случай в истории нашего государства: президент, высшее должностное лицо страны, по три-четыре раза в год собирал совещания, призванные поправить положение в отрасли:

- Госсовета обсуждал эти проблемы в Астрахани в 2007-м - следом состоялось еще несколько важнейших мероприятий. Не буду и перечислять многочисленные действия правительства, ведомственные совещания. Но все это говорит о том, что государство, власть серьезно взялись за рыбную отрасль. Поэтому настроение у рыбаков, и у тех структур, что отвечают за отрасль, оптимистичное. И главное это то, что морские биоресуры теперь будет даваться в пользование на длительный срок - на 10 лет. Спросите любого рыбопромышленника - это крайне важно, это основа бизнеса. Появляется возможность выстраивать бизнес на перспективы, выстраивать долгосрочные отношения с финансистами. Раньше у рыбаков не водилось «длинных денег», теперь же банки будут совсем по-другому подходить к выдаче кредитов, в том числе и на строительство флота.

А если кто-то, получив получив для предприятия десятилетнюю квоту, тут же его продаст? Исключить подобных поворотов нельзя, однако руководитель теруправления Госкомрыболовства на считает это бедой:

- Допустим найдутся крупные игроки, которые таким образом скупят мелкие фирмы - так это нормально. Ну, будет у нас не 150 компаний, а 50 - но солидных! Это общемировая экономическая тенденция. Сегодня даже пирожками торгуют крупные сети! Мелкие компании не могут себе позволить что-то построить, они не выживают в жестких условиях, когда приходится нести большие затраты.

Говоря о руководстве отраслью, Валентин Балашов отметил, что в соответствии с законом основная ответственность за него ложится на федеральные органы:

- Что может решать регион даже в отношении прибрежного промысла? Вопросы контроля и надзора - у пограничных служб, состояния флота - за Роспотребнадзором и Регистром. Учет вылова - за Федеральным агентством по рыболовству. У области есть возможность оказывать влияние на береговую составляющую - это, например, выделение земель или компенсация из средств областного бюджета процентных ставок по кредитам, которые берут береговые предприятия. Но еще два года назад правительство области выделило 20 миллионов рублей на погашение ставок по кредитам для закупки сырья. И два года подряд больше половины этой суммы оказывается невостребованной! О чем это говорит? Скорее всего, о том, что рыбоперерабатывающие предприятия в значительной степени работали на нелегальном сырье, и им нечего было показать банку для отчета.

Коснулся в нашем разговоре Валентин Балашов и темы, которую руководители береговых перерабатывающих предприятий считают для себя наиболее важной - выделения им спецквот:

- Да, в конце 90-х годов такое было - береговым предприятиям, не имеющим судов, выделялись квоты, и они могли с ними что-то сделать. Например, продать промысловикам. И поиметь на каждой тонне - я уже не помню, какие тогда были цены, - скажем, долларов триста. А что в результате? В результате у кого-то появлялись новые автомобили и дома… Мы это уже проходили, это называется «черной экономикой». Считаю что никогда больше власть - ни областная, ни федеральная - предприятиям береговой переработки никаких ресурсов давать не будет. Это может быть лишь предметом для спекуляций. Задачи сегодняшней экономики - укрупнить добывающие предприятия с тем, чтобы впоследствии они могли обрести активы для приобретения перерабатывающих предприятий и выстроить вертикально интегрированные компании.

Такова точка зрения на проблему федерального чиновника: основная перспектива - «бизнес-вертикаль» и укрупнение компаний.

Мы связались с председателем правления некоммерческой Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолием Евенко, чтобы узнать взгляды на развитие отрасли представителя как раз небольших фирм.

По его мнению, отправной точкой стало упомянутое астраханское заседание в августе прошлого года, где был заявлен ряд кардинальных преобразований, направленных на оздоровление рыбного комплекса. Все последующие встречи, в том числе и в Мурманске с участием первого вице-премьера Виктора Зубкова и руководителя Госкомрыболовства Андрея Крайнего, происходили в развитие сформулированных в Астрахани идей.

- На встрече с Зубковым я не только присутствовал, но и выступал с проблемами «прибрежки», - напомнил Анатолий Евенко. - В последние годы она у нас развивается. Не без помощи регионального руководства квоты для прибрежного промысла увеличены в десять раз. Мне хорошо известно, в какие двери стучалась наша исполнительная власть - знаю, что это такое. Сейчас наши предприятия получают квоту 13 тысяч тонн в год. Еще один положительный момент. Очень долго мы бились, чтобы разблокировать продажу охлажденной рыбы населению. Насколько мне известно из последней сводки, мурманчанам продано уже около 200 тонн свежья. И это только начало. А ведь добиться этого было очень непросто! Исполнительная власть в лице губернатора взяла ответственность на себя, несмотря на сопротивление федеральных органов, добилась того, чтобы земляки вновь смогли получить на свой стол свежую, то есть самую питательную рыбу.

Виктор Зубков среди прочего поставил задачу наработать серьезную нормативно-правовую базу. Нынешний год в этом плане Анатолий Евенко считает определяющим. Заканчивается сбор заявок для определения долей на 10 лет вперед.

- Такое закрепление долей - большое подспорье, - подчеркнул руководитель ассоциации. - Предприятия теперь могут планировать свою экономическую деятельность на перспективу. Принятие подзаконных актов, о которых говорил Зубков, произошло не скажу чтобы сходу. Также не обошлось без активных усилий нашей исполнительной власти - множество обращений в Москву было отправлено. И вот наконец эти документы приняты - в том числе очень важные для нас. И мы по ним уже работаем.

Конечно, разговор не мог не коснуться проблем переработчиков, тем более, что «прибрежники» с находятся с ними в самой тесной связке.

- Моя позиция такова: результат работы рыбного хозяйства заключается в выпуске конечной продукции, то есть в обеспечении людей продуктами питания, - убежден Анатолий Евенко. - И, конечно же, перерабатывающая промышленность - очень важный аспект рыбного хозяйства. Но я бы не стал говорить, что переработка находится в пасынках. Многие из них еще недавно находились в завале, отказывались от рыбы. Но есть ведь и успешно работающие береговые предприятия. Да, я в чем-то согласен с директорами перерабатывающих компаний Михаилом Зубом и Шакиром Гусейновым: не очень много идет массового, дешевого сырья. Но это рынок, он определяет все. Значит, нужно найти механизм, который бы стимулировал поставку недорогой рыбы на переработку. Возможно, субсидировать добытчикам доставку, чтобы они поставляли сырье на предприятия.

Точку зрения на проблему крупной рыбодобывающей компании представил исполнительный директор ОАО «Мурманский траловый флот» Николай Карлин.

- Особо теплых чувств к московскому руководству отрасли не испытываю, - без обиняков начал он. - Наше областное руководство - о нем ничего плохого сказать не могу. Многие наши начинания, просьбы обратиться к Путину или Зубкову губернатор Юрий Евдокимов всегда поддерживал. Когда здесь был Виктор Зубков, нас больше всего интересовал вопрос порядка наделения квотами на десять лет. Откровенно скажу - затянулось принятие этого закона. Результат - до сих пор рассмотрено очень мало заявок, а ведь срок их подачи - до 30 сентября. Если кто-то не успеет или неправильно оформит - какая-нибудь подпись не там стоит - то может и не попасть в списки!

О других решениях, которые принимались после визита первого вице-премьера, у Николая Карлина тоже мнение отнюдь не восторженное, да и не только у него:

- К примеру, решение о том, что вся рыба, выловленная в Баренцевом море, с 1 января должна поставляться в порт Мурманск. Вы сами прекрасно знаете ситуацию - холодильники в порту были забиты. А переработчики, между прочим, постоянно кричат о нехватке сырья… У моих коллег из «Робинзона» пароходы по неделе и по две стояли в ожидании - куда выгрузить рыбу. Наступит 2009 год, и я боюсь, все предприятия просто остановятся.

Еще одна проблема, которую ставили рыбаки - у нас очень много «незаходных» судов. То есть, построенных или модернизированных за границей. Заход в родной порт означает для владельцев «попадание» под огромную таможенную пошлину. Проще держаться подальше от родного берега:

- Закупка и модернизация за границей качественнее, быстрее, и, чего греха таить, дешевле. Точно статистику не помню, но около ста судов у нас «незаходных». Они будут работать за границей Баренцева моря и поставлять продукцию за рубеж. Зубков и его помощники записывали наши чаяния. Не знаю, возможно, эти документы уже ходят где-то в правительстве, но пока вопрос с этими судами не решен. По-прежнему бардак творится с таможней. Если обнаружено расхождение фактического груза с заявленным даже на доли процента - все, ты преступник! Приходится судиться из-за пяти-семи ящиков рыбы. Додекларировать разницу нам возможности не дают.

Взгляд Карлина на вопросы переработки рыбы тоже свой, оригинальный. Во-первых, тралфлот - одно из немногих промысловых предприятий - имеет свой пресервно-консервный цех «Кильдин». Тем не менее:

- Мы больше внимания уделяем тому, чтобы делать более глубокую переработку не на берегу, а на судах, - говорит Николай Карлин. - Начинаем совершенствовать технологию переработки путассу на наших судах. Делаем не только спинку, но уже три года выпускаем филе путассу. Заключили договор с голландской фирмой и провели испытания. Результаты нормальные, и мы будем это дело развивать.

Источник: MBNews

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись