Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Рыба не знает, что ее уже поделили

Фильтры

Регион

Новости

Рыба не знает, что ее уже поделили

В Бергене завершилась работа 37-й смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству (СРНК). Определен общий допустимый улов (ОДУ) трески, пикши и мойвы в Баренцевом море на 2009 год, распределены квоты вылова между Россией, Норвегией и третьими странами.

По общему мнению, это первое за последние десять лет заседание комиссии, которое завершилось в срок, предусмотренный программой, и принесло удовлетворение обеим сторонам. А ведь в прежние годы итоговый протокол подписывали и глубокой ночью, и ранним утром; дискуссии порой затягивались на шесть и даже на семь дней. На сей раз уложились в четыре. Это позволило главе российской делегации руководителю Федерального агентства по рыболовству Андрею Крайнему пошутить, что в 2009 году можно будет взять на себя повышенные обязательства и решить все вопросы за три дня.

Что думают по поводу итогов участвовавшие в работе СРНК представители нашей области?

- Оценивая итоги по пятибалльной системе, я бы поставил четыре с плюсом, - говорит руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Госкомрыболовства РФ, сопредседатель постоянного российско-норвежского комитета по вопросам управления и контроля в области рыболовства Валентин Балашов. - Если бы состоялся конкретный разговор об организации совместной рыбоохраны в зоне архипелага Шпицберген, то была бы «пятерка». Но глава норвежской делегации Йорн Крог заявил, что обсуждение данного вопроса вне его компетенции.

Речь, напомним, идет о выработке единых правил рыболовства в зоне архипелага Шпицберген, которые должны включать, по мнению российской стороны, и совместный контроль. Сегодня рыбаки руководствуются правилами своих стран, что время от времени приводит к ситуациям, близким к конфликтным. Валентин Балашов вспоминает недавний случай с траулером «Изумруд». Норвежские и российские инспекторы появились на его борту практически одновременно. Капитан траулера оказался в двусмысленной ситуации: и те, и другие требовали следовать своим правилам. Переговоры по спутниковому телефону с судовладельцем и Баренцево-Беломорским теруправлением Госкомрыболовства продолжались несколько часов. В результате конфликта удалось избежать, но российская сторона вручила норвежской письменный протест.

Случай с «Изумрудом» стал лишним подтверждением необходимости выработать единые правила рыболовства и контроля для наших стран. Может быть, именно поэтому в итоговом протоколе СРНК появился такой пункт: «Стороны согласились создать рабочую группу по разработке единых совместных технических мер регулирования промысла совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях». Уже назначены сопредседатели группы - с российской стороны им стал директор ПИНРО Борис Прищепа. Первое заседание должно состояться в этом году, а заключительный отчет будет представлен на 38-й СРНК, которая пройдет в 2009-м в России.

Заместитель начальника ФГУ «Мурманрыбвод» Нина Явдощук принимала участие в заседаниях СРНК еще во времена Советского Союза. Успех нынешнего, по ее мнению, предопределила тщательная подготовка, которая велась практически весь год, с момента завершения 36-й СРНК. На заседании комиссии Нина Явдощук входила в состав рабочей группы по статистике. Норвежская сторона признала со своей стороны перелов трески в 13 тысяч тонн, а также то, что с российской стороны перелова нет. Это исключило даже саму возможность разговора о наших рыбаках как о браконьерах. Если же говорить о том, как изменился сам ход заседаний, то раньше самым важным было определить ОДУ, а потом поделить его между двумя странами - по возможности поровну. Теперь главными становятся вопросы контроля.

- При подготовке заседания рыбаки тоже не остались в стороне, - отмечает генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин. - У нашей организации есть соглашение с Союзом рыбаков Норвегии, и за две недели до заседания комиссии мы встречались здесь, в Мурманске, и определили свои позиции на встрече в Бергене.

Весомый итог заседания - общая прибавка российской квоты по всем видам рыбы составила 212 тысяч тонн. Дотошные норвежцы, чья прибавка оказалась не меньше, тут же подсчитали, что это принесет каждой из сторон примерно по 200 миллионов долларов.

Кстати, норвежскую делегации в СРНК уже полтора десятка лет возглавляет статс-секретарь министерства рыболовства Норвегии Йорн Крог. Есть даже такая шутка, что министры приходят и уходят, а Крог остается. И Василий Никитин считает, что нам надо вырастить своего Крога. То есть иметь человека, который бы целиком сосредоточился на российско-норвежских отношениях в области рыболовства и тянул бы этот нелегкий воз.

Исполнительный директор ОАО «Мурманский траловый флот» Николай Карлин в третий раз принимал участие в заседании СРНК и считает, что последнее было самым успешным. И Россия, и Норвегия получили возможность добыть дополнительно по 42 тысячи 450 тонн трески. А всего в Баренцевом море в 2009 году ее можно будет выловить 525 тысяч тонн. Столь значительное увеличение, по мнению Карлина, - исправление ошибок, допущенных год назад, когда российские ученые доказывали, что тресковое стадо находится в прекрасном состоянии и квоту можно увеличить больше, чем на предусмотренные соглашением 10 процентов. Тогда к их мнению не прислушались, но нынче ошибку все-таки исправили. Правда, с оговоркой, что увеличение касается только 2009 года. Но если следующая комиссия увеличит тресковую квоту на привычные 10 процентов, то уже от 525 тысяч тонн, а не от 429 тысяч, которые можно выловить в 2008-м. Траловый флот, кстати, положенное ему почти выбрал - осталась всего тысяча триста тонн трески. И, по словам Николая Карлина, рыбаки растягивают удовольствие. Увеличение тресковой квоты и возобновление после пятилетнего моратория добычи мойвы (российская квота на 2009 год - 152 тысячи тонн) позволит увеличить продолжительность промысла и, естественно, принесет рыбакам дополнительные деньги.

- Это первый прорыв за последние пять лет, - так оценивает итоги встречи в Бергене председатель комитета рыбной промышленности Мурманской области Вадим Соколов, подчеркивая, что техническое задание, подготовленное к заседанию, было выполнено на сто процентов. И в значительном увеличении тресковой квоты нет ничего удивительного. Сейчас тресковое стадо, как сообщил Вадим Соколов, находится примерно в таком же состоянии, что и десять лет назад, а тогда общий допустимый улов составлял от 550 до 700 тысяч тонн в год. В хорошем состоянии и нерестовое стадо. Решение же о том, что квоту можно увеличивать только на 10 процентов, принималось 33-й комиссией четыре года назад, когда состояние запасов трески не было столь хорошим, как сегодня. Да и отступили от правил пока только на один год.

В общем, результатами работы в Бергене остались довольны и рыбаки, и чиновники. Важно отметить и тенденцию: на первый план выходит не дележ рыбных ресурсов а вопросы контроля, то есть того, как эти ресурсы сохранить. Поэтому, пожалуй, все актуальнее становится и задача выработать единые российско-норвежские правила рыболовства. «ОДУ может меняться, словно прогноз погоды, - заметил по этому поводу Валентин Балашов. - А общие правила рыболовства и контроля, когда они будут приняты, - это всерьез и надолго».

Источник: MBNews

Также в разделе

Комментарии (0)