Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

На мурманском холодильнике лежит 50 тонн трески, пикши, мойвы и других ценных видов рыб, выловленных по научной квоте ПИНРО

Фильтры

Регион

Новости

На мурманском холодильнике лежит 50 тонн трески, пикши, мойвы и других ценных видов рыб, выловленных по научной квоте ПИНРО

Но по закону эту качественную рыбопродукцию нельзя ни уничтожить, ни реализовать.

Такова суть недавней поправки в законе о рыболовстве, требующей обязательного уничтожения рыбы, добытой по научной квоте, или же выброса ее за борт, что запрещено законодательством всех стран Северной Атлантики и российскими Правилами рыболовства.

О патовой ситуации, в которую попали, «благодаря» этому коррективу в федеральный закон, Полярный институт рыбного хозяйства и океанографии и другие отраслевые институты, Мурманскому информационному агентству «Би-порт» рассказал Юрий Лепесевич (на фото), заместитель директора ПИНРО по научной работе.

Он пояснил, что в связи с кризисом финансирование Полярному институту уже урезано на 30 процентов. И если раньше недостаток финансирования ученые могли частично компенсировать за счет реализации объектов, неизбежно вылавливаемых при проведении исследований, то введенная поправка этого сделать не позволяет. Более того, она фактически блокирует возможность участия ПИНРО в международных исследованиях за пределами российской экономической зоны.

Рыбопромышленники не могут заключать договоры с институтом на реализацию научной квоты, что традиционно делалось всегда, потому что, согласно поправке, на судах из пойманных биоресурсов нельзя изготавливать рыбопродукцию. Если выполнять исследования на своих научно-исследовательских судах, то объем трюмов НИСов ограничен, а значит, время работы будет сокращено – это, во-первых. Во-вторых, доставленную в порт Мурманск рыбу приходится сдавать на холодильник и оплачивать услуги по заморозке и хранению, и как долго придется ПИНРО нести эти немотивированные расходы - неизвестно. Ведь пойманную рыбу нельзя реализовать, а как ее уничтожить, чего требует поправка к закону о рыболовстве, непонятно, потому что порядок уничтожения не разработан. К тому же хранящаяся в холодильнике рыба уже таковой не является, теперь это рыбопродукция, а требования уничтожать рыбопродукцию в поправке к закону нет. Получается замкнутый круг.

«Новая редакция закона связывает нас по рукам и ногам, - говорит Юрий Михайлович. – Мы вынуждены сокращать количество научных рейсов, особенно в районы, находящиеся за пределами российской экономической зоны, где наши рыбаки работают в соответствии с международными договоренностями. Это обстоятельство снижает достоверность научных данных, качество прогнозов о состоянии запасов и качество рекомендаций по режиму эксплуатации водных биоресурсов, но самое главное – «бьет» по возможности защиты национальных интересов страны на международном уровне. Ведь 95 процентов общего вылова российскими рыбаками составляют объекты международного права».

22 апреля данная проблема была поднята на рыбохозяйственном совещании у вице-премьера российского правительства Виктора Зубкова, но куратор рыбного хозяйства страны, приняв важные и необходимые решения по некоторым другим вопросам, затрагивающим проведение морских научных исследований, оставил поправки без изменения.

«Здесь мы наблюдаем типичный пример, когда непродуманное бюрократическое решение приводит к политическим и экономическим последствиям, - говорит Юрий Лепесевич. – При этом московские чиновники, осознав задним числом, что сделали глупость, ни при каких обстоятельствах не хотят отступать от уже принятого решения. Ни в одной стране мира нет такого абсурдного требования, в том числе в соседней Норвегии, которая не хуже нас разбирается в тонкостях рыбного промысла. Даже не специалистам, а обычным трезвомыслящим людям понятно, что если краба, морского ежа и гребешка можно вернуть обратно в окружающую среду и на их жизнеспособности это практически не отразится, то о жизнеспособности пойманной рыбы говорить не приходится».

18 мая комитет по природопользованию и агропромышленному комплексу Мурманской областной думы, согласившись с мнением ученых ПИНРО, принял решение - обратиться с законодательной инициативой в Госдуму об отмене злосчастных поправок в закон о рыболовстве.

Полярный институт также планирует и в дальнейшем обращаться в вышестоящие инстанции с предложениями отменить поправки хотя бы в отношении исследований, проводимых за пределами экономической зоны России, где выбросы и уничтожение водных биоресурсов законодательно запрещены и где за допущенные нарушения российским НИСам грозят очень серьезные санкции. Это не значит, что ученые отказались от борьбы за устранение ошибки, просто они реально смотрят на вещи и понимают, что отменить поправку в целом быстро не получится, а время не ждет.

«Мы уже и так с начала года выполнили всего четыре научных рейса, в то время как в 2008-ом году за тот же период времени таких было 15», - говорит заместитель директора ПИНРО по научной работе.

Как мы уже сообщали, в начале года участие в международной тралово-акустической съемке запасов путассу выполнил НИС Полярного института «Фритьоф Нансен». По результатам исследований ученые подтвердили пессимистический прогноз о дальнейшей тенденции снижения запасов и полном отсутствии пополнения данного вида рыбы. А это значит, что в ближайшее 2 года промысловый и нерестовый запасы путассу тоже будут снижаться.

Кроме того, в марте-апреле выполнена съемка нерестового запаса мойвы в российской экономической зоне, а в норвежской зоне проведен эксперимент на научном судне «Вильнюс» по перспективам использования усовершенствованного разноглубинного трала на промысле тресковых.

«Запрет на использование разноглубинного трала при промысле трески действует не один десяток лет, - поясняет Юрий Лепесевич, - потому что во времена его использования, замечу, с хорошей производительностью, были большие приловы молоди. Из-за этого на продолжительное время данная тема оказалась в стороне от управленцев, науки и рыбаков. Но в последнее время российские и норвежские ученые стали мыслить одинаково и решили: почему бы не вернуться к этому вопросу, тем более что идет постоянное совершенствование орудий лова. Поэтому мы провели совместные российско-норвежские научные работы, где попытались использовать усовершенствованный разноглубинный трал. Первый этап исследований проводился на российском судне в экономической зоне Норвегии. Осенью мы сделаем еще один рейс - уже на норвежском судне, в Медвежинско-Шпицбергенском районе, потому что обязательное условие всех работ по селективности – они должны выполняться на промысловых скоплениях. Ведь на разреженных скоплениях рыбы молоди и так будет мало. Решение об использовании усовершенствованного разноглубинного трала на ближайшей сессии СРНК, скорее всего, принято не будет. Но если докажем, что то селективное устройство, которое мы используем, позволит молоди уходить, то ученые обеих стран будут рекомендовать разрешить его к использованию при промысле тресковых. Норвежцы, кстати, в этом направлении работают уже несколько лет. Наши ученые решили предложить свою разработку, потому что практика показывает, что отечественные образцы, как правило, дешевле. Мы хотим, чтобы у рыбаков был выбор. Тем более что у ПИНРО есть лаборатория промышленного рыболовства, и мы всегда принимаем активное участие в разработке именно своих образцов».

Как рассказал Юрий Лепесевич, четвертая экспедиция, которая проходит сейчас, это пятисторонняя международная тралово-акустическая съемка атланто-скандинавской сельди. Кроме России, в ней традиционно принимают участие Норвегия, Фарерские острова, ЕС и Исландия. НИС Полярного института «Фритьоф Нансен» работает в российской экономической зоне, где распределяется молодь в возрасте до 3-4-х лет. Это та рыба, которая в ближайшее время пополнит промысловый запас сельди.

«Большая часть съемок института запланирована на вторую половину года, - отмечает заместитель директора ПИНРО по науке. – Во время этих исследований будут вылавливаться большие объемы рыбы, и если не решится проблема с поправкой в закон о рыболовстве, международные программы в полном объеме обеспечены не будут. К счастью, в ближайшие два года дефицит российских научных исследований наши рыбаки не ощутят, потому что запасы большинства видов рыб, кроме путассу, очень хорошие. В конце апреля состоялось заседание рабочей группы по арктическому рыболовству, которая подтвердила существенный рост запасов трески и пикши. Могу с большой уверенностью сказать, что квоты трески и пикши на 2010 год будут увеличены. Однако через несколько лет российских данных, которые, возможно, так и не будут собраны из-за пресловутых поправок, может и не хватить для аргументированных и конструктивных дискуссий на заседаниях международных научных и рыбохозяйственных организаций и межправительственных комиссий. Очередные международные исследования по скумбрии должны начаться уже в июле, а в августе запланирована российско-норвежская экосистемная съемка. Надеюсь, здравый смысл победит, и к этому времени проблема работы российских научно-исследовательских судов за пределами российской зоны будет решена».

Источник: b-port.com

Также в разделе

Комментарии (0)