Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Мурманская область: нам снизу видно все

Фильтры

Регион

Новости

Мурманская область: нам снизу видно все

Представляется вполне естественным, что во время состоявшихся в Совете Федерации Дней Мурманской области серьезнейшему обсуждению были подвергнуты вопросы дальнейшего развития рыбной отрасли региона. За нашим краем давно и прочно закрепилось звание рыбацкого. Крупный разговор прошел в комитете СФ по аграрной политике и рыбохозяйственному комплексу. Его участники сошлись во мнении - первоочередной на сегодня является задача обновления флота. С этим согласны и мурманские рыбаки. Но у них есть по данному поводу свои конкретные предложения. Ведь на месте легче увидеть то, что сверху разглядеть не всегда удается.

Проблема действительно остра. Имеющиеся данные откровенно удручают, но привести их необходимо. За последние два десятка лет общая численность российского рыболовного флота сократилась по мало- и среднетоннажным судам на 10-16 процентов, а по крупнотоннажным так и вообще в три с лишним раза. Свыше 80 процентов остающегося пока «на плаву» флота имеют сверхнормативный срок эксплуатации, и его старение приобрело необратимый характер.

Эти печальные цифры содержатся в отчете санкт-петербургского ОАО «Гипрорыбфлот», разработавшего по заказу Росрыболовства многостраничный проект Концепции обновления рыбопромыслового флота на 2010-2020 годы. Сей труд мурманские рыбопромышленники внимательно изучили. Наш Северный бассейн, даже несмотря на рост показателей вылова в последнее время, в целом не является исключением на общем фоне нерадостной картины. Хотя и делается немало. За несколько последних лет более двух десятков судов модернизировано, приобретено 45, как новых, так и не очень, единиц флота. Так что на практически полный выбор выделяемой Мурманской области квоты имеющегося количества судов пока вроде хватает. Но и процесс износа продолжается. Замена необходима. К тому же и новые объекты промысла надо осваивать. Только вот до конца ли предлагаемые в Концепции условия обновления флота устраивают рыбаков, хорошо знакомых с реальным положением дел на промысле и знающих свои финансовые возможности отнюдь не в теории? В частности, выгодно ли так усиленно им навязываемое строительство судов на отечественных верфях? Чей сегодняшний потенциал и техническое состояние у рыбопромышленников оптимизма не вызывает.

Не вдаваясь в подробности, предложения мурманских рыбаков, на днях направленные в адрес разработчиков Концепции и, следовательно, их заказчиков из главного рыбацкого ведомства страны, сводятся к следующему. Прежде всего для элементарной объективности необходимо в каждом конкретном случае производить сравнительную оценку предлагаемых нашими корабелами проектов судов с аналогичными проектами иностранных верфей, включая сроки и стоимость строительства. Уже сейчас, по расчетам рыбаков, в представленных в документе таблицах явно занижены цены на отечественные проекты судов. Это может привести к неправильной оценке возможностей российских верфей. В то же время вообще не представлен как вариант механизм совместного строительства и последующего дооснащения судов за границей и возможность применения к таким судам таможенной амнистии при их заходе в российские порты. По мнению рыбаков, необходимо ввести нормативный акт, гарантирующий таможенную амнистию судам, построенным за границей или прошедшим там модернизацию. Пока же искусственное, финансово неоправданное добровольно-принудительное «завлечение» клиентов на отечественные верфи приводит лишь к уменьшению возможных объемов поставок рыбы на российский берег.

Отсюда и неправильный посыл в проекте Концепции о нехватке рыбопродукции для береговой переработки. Предприятия Северного бассейна и так около 74 процентов всей добытой продукции поставляют на российский берег. В 2009 году индекс цен на треску и пикшу снизился на 15 % по сравнению с предыдущим годом. Дальнейшее увеличение поставок приведет к уменьшению рентабельности флота. Работать себе в убыток рыбаки тоже не хотят.

Лучше бы, считают рыбопромышленники, ввиду громоздкости предлагаемой в документе схемы финансирования строительства флота на отечественных верфях ввели давно применяемую во многих странах систему выдачи государственной гарантии банкам на выделяемые ими кредиты под строительство судна - когда залогом служит само строящееся судно. А вообще, на первом этапе следует отработать схему строительства и финансирования на отечественных верфях судов маломерного и прибрежного флота, не требующего установки сложного оборудования.

Таковы основные предложения мурманчан к разработчикам проекта Концепции обновления рыбопромыслового флота на ближайшее десятилетие. Исходя из тех реалий, что рыбакам виднее снизу. Впрочем, подобное «местечковое» видение вовсе не умаляет его значения, если на высшем уровне решаются вопросы, самым непосредственным образом затрагивающие интересы рыбаков региона. Поэтому руководители всех крупнейших мурманских рыбодобывающих флотов и объединений рыбаков обратились к первому заместителю председателя правительства РФ Виктору Зубкову, куратору рыбной отрасли, с заявлением, которое было на днях в его адрес направлено. Речь там идет о недавнем визите президента России Дмитрия Медведева в Норвегию. Там, напомним, была достигнута принципиальная договоренность о разграничении континентального шельфа и 200-мильных экономических зон в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. При этом министры иностранных дел двух стран в своем заявлении подчеркнули, что «разграничение... не должно оказывать негативного влияния на возможности каждого государства в области рыболовства».

Тем не менее у рыбаков есть определенные опасения, что вновь, как это было на Дальнем Востоке при разграничении 200-мильных зон между Россией и США, интересы отечественного рыболовства не будут учтены в полной мере. В Баренцевом море подобный подход может привести к потере 60 процентов отечественного вылова, а это 250-300 тысяч тонн таких ценных в пищевом отношении объектов промысла, как треска, пикша, окунь, палтус, сельдь, мойва и другие. Российский, и в первую очередь наш, мурманский, рыболовный флот может оказаться «запертым» в восточной ледовой части Баренцева моря, где промысел невозможно осуществлять круглогодично в силу ряда условий. Между тем о таком варианте развития событий свидетельствует и карта-схема, опубликованная в норвежских СМИ чуть ли не сразу после визита российского президента. Судя по ней, в частности, получается, что весь район вокруг архипелага Шпицберген отдается под полную юрисдикцию и суверенитет Норвегии.

Представители рыбацкого сообщества просят в своем обращении внести, пока не поздно, соответствующие коррективы в переговорные планы российской делегации, пока достигнутые предварительные договоренности не приняли по осени свой окончательный вид. Для начала - чтобы ныне действующие меры регулирования рыболовства в рамках Смешанной российско-норвежской комиссии и после подписания договора оставались в силе в течение хотя бы 15-летнего периода. Также стороны должны продолжить работу по скорейшему принятию единых правил рыболовства, гармонизированных мер контроля за деятельностью рыболовных судов обеих стран и процедур наказания в случае нарушения этих совместно принятых правил.

Рыбопромышленники надеются, что пока не поздно еще внести коррективы, их голос будет услышан так же отчетливо, как и голос российских нефтяников и газовиков. Те направили подобное обращение в защиту своих интересов еще раньше. Да и звучит их голос в силу определенных экономических причин куда громче...

Источник: mvestnik.ru

Также в разделе

Комментарии (0)