Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

В ожидании путины

Фильтры

Регион

Новости

В ожидании путины

Падение цен на морепродукты способствует росту внутреннего потребления.

Государство решило поддержать рыбную промышленность. Станут ли правительственные меры подспорьем рыболовецким и перерабатывающим компаниям, в интервью «Гудку» рассказал глава Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) Андрей Крайний.

– Андрей Анатольевич, каково текущее состояние рыбной отрасли?
– Цены на мировом рыбном рынке снижаются. Цена трески, например, которая в лучшие дни продавалась по $4,5 за кг, упала до $1,7. Из-за этого российский флот переориентируется на вылов недорогих сортов рыбы, которые пользуются спросом внутри страны. Здесь нет кризиса перепроизводства. И если 1 кг мойвы будет стоить 40–45 руб. на прилавке, а мяса – 200–250 руб., за нашу рыбу покупатель проголосует кошельком. Мой прогноз: производство в российской рыбной отрасли вырастет в этом году на 20–25%, до 4 млн тонн.
Правительство приняло решение выделить из бюджета в 2009 году 1,1 млрд руб. на субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым рыбаками на модернизацию и строительство флота, рыбоперерабатывающих предприятий, материально-техническое обеспечение. Ставка по кредитам будет субсидироваться на 2/3 ставки рефинансирования ЦБ.

Также Росрыболовство подписало соглашение с «Росагролизингом», по которому рыбной отрасли будет поставлено оборудование на 1,3 млрд руб.
В мае на заседании правительства будет обсуждён вопрос о развитии береговой инфраструктуры. С 1 января вся российская рыба поступает для таможенного оформления на российский берег, для этого необходима промышленная и логистическая инфраструктура.

– Программа антикризисных мер от Росрыболовства содержит пункт о том, что необходимо субсидировать на 50% стоимость перевозки рыбы с Дальнего Востока. Кто станет получателем таких субсидий?

– Деньги могут пойти в ОАО «РЖД». Изначально мы просили о снижении тарифа на перевозку в «горячие» месяцы весной и осенью, однако РЖД и ФСТ выступили против. Тогда мы предложили компромисс: ввести понижающий коэффициент с субсидированием выпадающих доходов из бюджета. Это необходимая мера, ведь с таким отдалённым регионом, как Дальний Восток, где добывается две трети всей российской рыбы, столицу связывает только экономика. Если мы нашли деньги, чтобы везти туда бесплатно «Жигули», давайте найдём деньги, чтобы везти оттуда рыбу вполовину дешевле.

– Вы предлагаете ввести понижающий коэффициент?

– На год-два, не больше. За это время Росрыболовство рассчитывает создать логистическую компанию – рабочее название «Русский холод» – в долях с «Рефсервисом» или другими операторами. Построим сеть холодильников, возьмём в аренду или выкупим рефконтейнеры с терминалами ГЛОНАСС, чтобы отслеживать грузы в любой момент времени. При условии равного доступа к рельсам с помощью хорошей логистики мы надеемся снизить себестоимость перевозок.

– Контрольный пакет акций «Русского холода» будет принадлежать ФГУП «Нацрыбресурсы», то есть на рынке появится крупный государственный игрок?
– Монополистом ФГУП точно не станет: концепция развития компании предусматривает, что к 2013 году будет 420 тыс. холодильников, из них 250 тыс. построят частники и только 170 тыс. – «Нацрыбресурсы». И нельзя говорить, что мы кому-то загораживаем проход на рынок. Но без включения ФГУП в состав акционеров у нас бы ничего не получилось, потому что на рынке сейчас нет ни одной частной компании, кроме, может быть, «Русского моря», готовой взяться за инфраструктурный проект в масштабах страны.
А мы должны мыслить стратегически: поставить холодильники на всём пути следования рыбы, разместить их вдоль железнодорожных магистралей, ведущих в центр с Дальнего Востока, с юга, из Мурманска.

– Почему именно холодильники?
– Ежегодно на всём пути следования рыбы возникает дефицит мощностей. Те холодильники, что есть – на 275 тыс. тонн единовременного хранения, – старые, аммиачные, не держат температурный режим. Холодильники со штрихкодированием, то есть когда хозяин холодильника всегда знает, где что у него лежит, можно пересчитать по пальцам. Это неудобно не только для владельцев. Сети жалуются, что нет распределительных центров, где можно было бы заказывать партии рыбы по мере необходимости. Самим сетям такие центры содержать обременительно.

– Однако участники рынка говорят, что дополнительные мощности по хранению рыбы сейчас не нужны, и существующие холодильники уже не загружены…
– Сейчас во Владивостоке они действительно загружены на 20%, зато осенью, когда начнётся путина, наступит резкая нехватка мощностей.

– Основная претензия реального сектора экономики к государству – невозможность получить кредит, а как обстоят дела в рыбодобывающей и перерабатывающей отраслях?

– Кредиты рыбакам практически недоступны, каждая кредитная линия пробивается нашими сотрудниками «в ручном режиме». На словах кредитовать готовы только Сбербанк и Россельхозбанк, но, например, Сбербанк не принимает в качестве залога суда, только недвижимость. Хотя суда – это часто единственное, что есть на балансе даже очень крупных рыболовецких предприятий. Вопрос с кредитами рыбакам на самом деле политический. Вы знаете, что если рыбаков откажутся кредитовать наши банки, то банки Китая, Кореи и Гонконга готовы выдавать деньги с условием, что рыба будет поставлена на их склады.

– И что вы предпринимаете?

– У банков кризис не столько ликвидности, сколько доверия к заёмщикам. Поэтому мы выступаем, например, за то, чтобы право добычи биоресурсов стало полноценным залогом.

Россельхозбанк согласен выдавать кредиты предприятиям, прошедшим нашу экспертизу. Это наиболее внятная позиция от банка. Мы будем вывешивать на сайте агентства список предприятий, обратившихся за кредитом, а также причины, по которым то или иное предприятие кредит не получило. Скорее всего, нас будут обвинять в предвзятости, но другого выхода пока нет. Банк по определению не может знать историю и нынешнее состояние отраслевых заёмщиков.

Источник: gudok.ru

Также в разделе

Комментарии (0)