Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Судостроение: перспективы и вызовы

Фильтры

Регион

Новости

Судостроение: перспективы и вызовы

В рамках выставки «Море. Ресурсы. Технологии - 2011», состоявшейся в марте в Мурманске, прошел «круглый стол», на котором его участники высказали свои взгляды на проблему рыболовного судостроения.

Открывая «круглый стол» исполняющий обязанности председателя Комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Олег Заболотский отметил, что в последние годы в России, и Мурманской области в частности уделяется большое внимание вопросам судостроения, строительству современных рыболовных судов. Он подчеркнул, что только в обновление рыбопромыслового флота региона в ближайшее время будет инвестировано свыше 280 миллионов долларов США.

Однако вопрос где выгоднее строить - в России или на зарубежных верфях, - вызывает острые дискуссии. Так, начальник управления флота, портов и мониторинга Росрыболовства Андрей Козлов подчеркнул, что в конце февраля этого года подписано соглашение между администрацией Калининградской области, Федеральным агентством по рыболовству, ОАО Гипрыбфлот, Ярославским судостроительным заводом, Внешэкономбанком о строительстве новой, высокотехнологичной судоверфи в Калининграде. Высказывалась надежда, что в перспективе интерес, проявляемый к этому проекту, выльется в заказы.

Сегодня, по мнению многих выступающих на «круглом столе» рыбопромышленников стратегия, разработанная Росрыболовством, и четкое следование ей позволит реально подойти к вопросам строительства судов. В частности, председатель Союза судоремонтных предприятий Мурманска Ирина Мокерова сказала: «Как показало совместное с норвежскими коллегами исследование положения дел в отечественном судостроении, на российских верфях имеются развитые технологии и возможности для строительства судов. Но нет практики совместной работы всех участников этого процесса. Ее надо приобретать. И нужен жесткий контроль сроков исполнения заказов».

По словам Ирины Мокеровой, наладить координацию действий позволит разработка финансового механизма строительства судов, который бы предусматривал распределение ответственности и рисков между всеми участниками проекта: заказчиком, верфью, финансовыми организациями, страховщиками. И, конечно нужно участие в этом процессе государства.

Генеральный директор ОАО «Ярославский судостроительный завод» Владимир Прудыус подчеркнул, выступая на круглом столе: «Я не согласен с тем, что строить суда на российских верфях не выгодно. Это мнение сложилось в перестроечные времена, когда предприятия получили самостоятельность, а структура производства осталась старой, комплектующая база - отечественной. Это не позволило нашим судостроителям на равных конкурировать с западными верфями. Сегодня те предприятия, которые выжили, выпускают конкурентоспособную продукцию. У завода есть опыт строительства рыболовецких судов для иностранных заказчиков».

Пока же российские рыбаки вынуждены строить суда за границей. Генеральный директор ООО «Мурмансельдь -2» Юрий Задворный рассказал, что подписаны контракты на строительство четырех судов в Хорватии. По его словам, строительство каждого судна обходится в сумму более 20 миллионов евро. Не все компании смогут взять деньги у российских банков под кабальные проценты. На западе все наоборот.

Юрий Задворный скептически отнесся к предложению Росрыболовства проводить экспертную оценку проектов судов Гипрыбфлотом. «Никто лучше судовладельцев не знает, что должно быть на пароходе».

Андрей Козлов спросил у Юрия Задворного: «Почему другие судовладельцы не строят такие же суда? И ведь может так получится, что заказчик построит судно по проекту, который не прошел экспертизу, а оно окажется неэффективным»?

«Мы строим 4 судна. Они практически однотипные, корпуса одинаковые. Но «Мурмансельдь» строит универсальные суда. А «Мурманский траловый флот» в том же корпусе - судно, предназначенное для донного промысла. Соответственно оборудование: двигатель, морозильные установки и т.д. устанавливаются разные. Почему остальные не строят? Потому что многие сидят и ждут, «вот ты первый построишь, и мы за тобой пойдем». Если Росрыболовство хочет проводить экспертизу проектов судов, то не за счет судовладельцев. А строительство судна - это коммерческий риск, и частное предприятие, заказывая его, идет на определенный риск» - ответил Юрий Задворный, чья фирма уже имеет опыт строительства и эксплуатации новых рыболовецких судов.

Игорь Шехелев, генеральный директор ЗАО «ВП Финсудпром», поддержал рыбопромышленников: «Экспертный орган можно привлекать только при условии, если федеральный орган в обмен окажет какую-то помощь судовладельцу. Иначе это бюрократическая форма. На сегодня государство уже оплатило ряд проектов судов проектным организациям за счет налогов. Это те проекты, которые рыбопромышленники сами не заказывали».

В дискуссию включился Мартен Йоргенсен, распорядитель группы компаний «Поставщики норвежских технологий». Эта группа состоит из 11 норвежских предприятий, производящих современные судовые системы на основе современных технологий и готовых участвовать в программе реновации российской рыбной промышленности.

- «Если правительство настаивает на том, чтобы суда строились на российских верфях, тогда оно должно финансово гарантировать такое строительство. А если правительство никак не гарантирует, то оно не должно вмешиваться в выбор судовладельца, где ему строить свое судно. До сих пор ваши рыболовные суда строились за границей, и в принципе это возможно и в будущем. Но я считаю, что в будущем вы придете к тому, что рыболовные суда будут строиться и в России».

По итогам дискуссии участниками «круглого стола» высказали пожелания:

1. Росрыболовству в кратчайшие сроки вынести на рассмотрение правительства Российской Федерации разработанную стратегию развития рыбопромыслового флота России.

2. В разрабатываемой программе обновления флота предусмотреть меры государственной поддержки предприятий, осуществляющих строительство рыболовных судов.

3. Разработать финансовый механизм строительства судов, где предусмотреть распределение ответственности и рисков между участниками проекта: заказчиком, верфью, финансовыми организациями, страховщиками.

4. Установить обновленную классификацию типов судов рыбопромыслового флота.

5. На региональном уровне установить налоговые льготы для инвесторов, строящих новые суда.

6. Рабочей группе территориального рыбохозяйственного совета по обновлению рыбопромыслового флота продолжить работу по подготовке предложений в программу развития рыбопромыслового флота.

7. Рассмотреть возможность освобождения от таможенных пошлин судового оборудования, предназначенного для оснащения рыбопромысловых судов и аналогов которого в России не производится, при ввозе его на таможенную территорию страны.

Источник: Рыбацкая газета

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись