Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

С новыми кораблями и старыми заботами

Фильтры

Регион

Новости

С новыми кораблями и старыми заботами

Четыре новых высокопроизводительных судна построены в минувшем году рыбопромысловыми компаниями Северного бассейна: два универсальных траулера для донного и пелагического промысла сделаны в Хорватии, одно крупнотоннажное судно - в Сингапуре и одно судно для ярусного промысла - в России.

Но, увы, ошвартоваться у родного причала может лишь последнее - сошедшее с российских стапелей. Для остальных вход в отечественные порты закрыт, поскольку давняя проблема «незаходных судов» все еще не решена. Об этом шла речь на очередном промысловом часе в Союзе рыбопромышленников Севера. А началась встреча с обсуждения итогов минувшего года.

В 2014-м рыбаки Северо-Запада выловили 1 миллион 170 тысяч морепродуктов, причем на долю мурманчан приходится более половины этого объема. Что же касается предприятий СРпС, то на промысле работали более ста судов 43 компаний, входящих в Союз. Они добыли 353 тысячи тонн рыбы, что составляет 53 процента от общего вылова компаний Мурманской области. Выпустили 229 тысяч тонн рыбопродукции, 65 процентов которой поставили на внутренний рынок. Произвели (в основном в морских условиях) и реализовали 1280 тысяч условных банок консервов «Печень трески натуральная». Признанные лидеры по объемам вылова и выпуска пищевой продукции такие предприятия Союза, как «Карат-1», «Рыбпроминвест», «Альтернатива», «Робинзон», «Мурман СиФуд», «Вега», «Норд Пилигрим», «Мурмансельдь-2».

- Многие квоты мы освоили в полном объеме, - подчеркнул первый заместитель генерального директора Союза Валерий Тихончук. - Это квота на треску - 192600 тонн, пикшу - 32780, палтус - 4307. Полностью выбрана квота на скумбрию в районе НЕАФК и Фарерской зоне - 27722 тонны. Вылов сельди у нас стопроцентный - 12857 тонн, так же как и краба в экономзоне Российской Федерации - 5139 тонн.

Не удалось освоить полностью квоты лишь на два объекта промысла - путассу в зоне НЕАФК и окуня-клювача в море Ирмингера. А вот промысел объектов, которые не подлежат квотированию и добываются по отдельным договорам, - сайды, зубатки, камбалы, окуня - вполне удался.

Скоро рыбаки возьмутся за мойву. По мнению ученых, мойвенная путина в этом году будут непростой. Как заметил директор НПК «Морская информатика» Дмитрий Клочков, имеются опасения, что промысел пройдет скоротечно (а продолжительность определяется подходами косяков к берегам). Кроме того, значительную часть мойвы уже подъела треска, популяцию которой в Баренцевом море можно сегодня оценить как сверхбольшую.

Тем не менее квоты на мойву и скумбрию в этом году увеличены. И, как надеются рыбаки, эти два вида должны частично заменить на внутреннем рынке сельдь, которой стало заметно меньше. Во-первых, санкции перекрыли путь на наши прилавки норвежской сельди, а во-вторых, сейчас норвежские рыбаки массово вылавливают мелкую, неполовозрелую селедку, тем самым ощутимо сдерживая ее нормальное воспроизводство.

В конце 2014-го вступили в силу новые Правила рыболовства. Оценивая их, генеральный директор СРпС Василий Никитин высказал общее мнение рыбопромышленников: с одной стороны, налицо позитив - в новый документ внесены все изменения последних лет, а также некоторые предложения рыбаков Мурмана, и, значит, работать стало удобнее. Но с другой, далеко не всем рыбодобытчики остались довольны: часть их замечаний не была учтена, да еще и некоторые новации несут двойное толкование. Поэтому СРпС вновь подготовил замечания и предложения уже к новым Правилам рыболовства. И теперь планируется встреча с представителями погрануправления и других контролирующих органов, чтобы обсудить регламентирующие рыбалку нововведения и определиться, как работать дальше. Понятно, что при такой ситуации потерь времени, а зачастую и денег избежать не удастся.

Своей радостью и тревогами поделилась с коллегами на промысловом часе заместитель генерального директора одной из крупнейших рыбопромысловых компаний Союза - «Робинзон» - Ирина Мокерова. Наконец-то построено в Сингапуре первое на Северном бассейне крупнотоннажное судно для пелагического промысла «Механик Сергей Агапов». Но зашло оно для снабжения и снаряжения в рейс не в родной Мурманск, а в норвежский Киркенес. Почему? Да потому что для того чтобы траулер ошвартовался в Мурманске, судовладельцу необходимо заплатить НДС и таможенную пошлину - 23 процента от его стоимости. А пока не выплачены кредиты, взятые на строительство, об этом трудно даже мечтать, ведь рентабельность пелагического промысла, которым занимается «Робинзон», не такая уж большая.

- Судно задумывалось, проектировалось и строилось именно для заходов в Мурманск, - заявила Ирина Мокерова. - И очень горько, что мы не сможем его сюда привести. Ведь каждый его заход - это более четырех с половиной тысяч тонн замороженной «народной» рыбы - мойвы, скумбрии, сельди, путассу. То есть рыбы, вполне доступной по цене и реально помогающей решить продовольственную программу. Особенно сейчас, в достаточно трудный для населения период.

Как прозвучало, новое судно способно морозить в сутки 300 тонн продукции, а полный груз на борту составляет 4600 тонн - второго подобного пелагического гиганта сегодня на бассейне нет. Оборудование на нем самое современное, все процессы автоматизированы. Кстати, продукция паллетированная, все паллеты по одной тонне, что очень удобно. Однако выгоду от его обслуживания получат не мурманские портовики и не мурманские судоремонтники. Во всяком случае, пока.

- Мы строили новый траулер четыре года. Но вопрос незаходных судов гораздо старше. Надежд, что он будет решен, для нашего судна немного. Хотя она, конечно, есть - просто как надежда на здравый смысл. Хотелось бы, чтобы нам дали возможность хотя бы погасить кредит, а потом уже можно приступить к растаможке.

Но как бы то ни было, промысел в новом году уже начался, несмотря на очень сложные условия. Погода в районах рыбалки капризничает - тепло сменяет холод и, наоборот, ветер усиливается порой до ураганного, декабрьские шторма плавно перешли в январские... Однако промысел не останавливается. Необходимые приказы Росрыболовства уже получены, и хотя квоты на иные виды рыб меньше, чем в прошлом году, рыбодобытчики нацелены на достойные результаты.

По поводу незаходных судов они обратились в правительство России с новыми предложениями. По их мнению, нынешняя ситуация - зарубежные санкции и насущная необходимость импортозамещения - должна поспособствовать тому, чтобы эта проблема была наконец решена. Как резонно напомнил Василий Никитин, торговые суда от подобных платежей освобождены. Почему же рыбаки должны их обязательно платить? Тем более что речь о новых кораблях, задача которых максимально насытить российский рынок рыбой.

Нина АНТОНЯН

Источник: mvestnik.ru

Также в разделе

Комментарии (0)