Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Российский промысел мойвы начался с проблем

Фильтры

Регион

Новости

Российский промысел мойвы начался с проблем

Свою аналитическую оценку по этому вопросу Мурманскому информационному агентству предложил Виктор Шевченко, научный сотрудник ПИНРО, бывший руководитель отряда поисковых судов по обеспечению сырьевой базой российского флота в районах ответственности Полярного института.

«Первым из мурманских добывающих предприятий вышел на промысел мойвы большой автономный морозильный траулер (БАТМ) «Капитан Моргун» (капитан-директор Владимир Войтих), это случилось 24 января, - рассказывает Виктор Шевченко. - Его первый груз сегодня еще на подходе к Мурманскому морскому рыбному порту. До района промысла - более 240 миль (по курсу 20º от острова Кильдин). Но мойва в Мурманске уже есть. В центре города меньше чем за 47 рублей 90 копеек за 1 кг (фирменный магазин ОАО «Норд Вест Ф.К.») ее не найдешь. Дешевле только на севере города в магазине «Весна» - по 45 рублей за 1 кг. Неизвестно только когда и откуда ее привезли. Губернатор Юрий Евдокимов на одном из последних заседаний областной антикризисной комиссии сказал: «В феврале мойвой должны быть завалены все прилавки во всех городах области. Мойва будет продаваться по 18 рублей за килограмм, максимум - по 23 рубля».

Можно сколько угодно готовиться к поставкам дешевой мойвы, прогнозировать или устанавливать цены, проверять готовность Мурманского морского рыбного порта. Но прежде чем «завалить» порт рыбой, сначала нужно ее поймать. Квота только Мурманской области в 2009 году составляет около 89 тысяч тонн. Похоже, что за последние 5 лет моратория опыт промысла нашими рыбаками утерян. Судоводители и судовладельцы уже не представляют себе характер миграций, не знают где и когда лучше поймать наиболее ценную крупную икряную мойву. Искусству поиска и промысла баренцевоморской мойвы придется учиться снова.

Стратегической ошибкой можно назвать отсутствие руководства российским промыслом мойвы на начальном этапе. Штаб создан давно, но к работе еще не приступал (первое заседание берегового штаба состоялось сегодня - Ред.), хотя массовый промысел идет уже почти две недели. Почему-то в нем не оказалось представителей ПИНРО. Радиосоветы в море не организованы, руководить сложным процессом оказалось некому. Капитаны не знают, где находятся другие суда, кто выходит из порта, где наиболее перспективные участки, проверены они или нет. До настоящего времени поиском преднерестовых скоплений крупной созревающей мойвы, которую ждут на рынках, в российских водах никто не занимался*.

Итог: «Капитан Моргун» в конце января случайно встретил скопление мойвы зимовального характера севернее параллели 73º с.ш. на 41º в.д. и приступил к промыслу. Очевидно, что это была не та рыба, которую ждут в Мурманске. Но понять капитана можно: поиск нормальной рыбы слишком дорог для такого большого судна. Судовладелец ждет быстрых и конкретных результатов. Затраты на содержание в море очень большие - топливо в порту сейчас дешевле 18,1 тысячи рублей за тонну не найдешь. Поэтому стоило капитану показать в сводках хоть какой-то результат, в его район по прямой, без необходимой информации о размерном составе уловов, сразу стали выходить другие суда. Скоро здесь объявились «Морской Прибой» и «Капитан Буга», «Генерал Радзиевский» и «Василий Лозовский», «Леонид Иванов», «Орь» и другие траулеры. После безуспешной попытки удержаться на редких стаях крупной мойвы в норвежской экономической зоне (НЭЗ) к северо-западу от Норд-Капа, здесь же вскоре оказались «Василий Лозовский» и «Адмирал Шабалин», калининградские «Павел Батов» и «Порфирий Чанчибадзе», прибывшие из Норвежского моря. Массовый промысел мойвы в начале февраля начался совершенно не в том районе и не на той рыбе.

Облавливать скопления заканчивающей зимовку мойвы можно, но только не в феврале. В крайнем случае - на самой южной кромке, где перед походом на юг к берегам Мурмана концентрируется созревающая мойва. И только при отсутствии других более перспективных районов. В российских водах в феврале они были и есть - к югу от 72º с.ш., восточнее меридиана 36º в.д. Но склоны Гусиной банки и Северо-Центральный район до сих пор остаются не обследованными. Рыбаки оказались слишком далеко на севере, где рыба есть, но, по данным ПИНРО, в скоплениях много неполовозрелой молодой рыбы. Только поэтому суда Северного бассейна не могли похвастаться большими уловами и хорошим ассортиментом. На такой мойве путина не может развернуться в полную силу. Необходимо срочное вмешательство.

152 тысячи тонн - объем серьезный. Чтобы его взять, нужно много знать. В составе штаба в море обязательно должен быть опытный сотрудник ПИНРО, анализирующий всю оперативную информацию. Всем выходящим в море капитанам и их судовладельцам предлагается пройти инструктаж в ПИНРО, ознакомиться с перспективами весеннего промысла. Запас восстановлен, но не полностью. Рекордный российский вылов мойвы в Баренцевом море был в далеком 1978 году - 821 тысяча тонн. Тогда в феврале в российской зоне намного южнее (в юго-западной части Центрального желоба) на траловом промысле мойвы было 50 БМРТ Северного бассейна, 15 Западного бассейна, трюма заполнялись со скоростью 50-65 тонн в сутки. Из-за больших уловов отмечались аварийные случаи разрыва траловых мешков. В этом же районе дислоцировалось до 35 наших сейнеров с плавбазами, до 150 норвежских кошельковистов. Всех нужно было обеспечить сырьевой базой».

Источник: b-port.com

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись