Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Российская рыбная отрасль: первые итоги реформ

Фильтры

Регион

Новости

Российская рыбная отрасль: первые итоги реформ

Прошло два месяца со дня вступления в силу законодательных новшеств, призванных возродить российскую рыбную отрасль. Эти месяцы показали как первые успехи реформ, так и половинчатость, декларативность многих «рыбных» преобразований.

Как выяснилось, даже самым энергичным сторонникам обновления, облеченным реальной властью, крайне трудно преодолевать инертность подчиненного им аппарата чиновников. Положительные сдвиги в рыбопромышленной сфере налицо - это касается и возросшего объема вылова, и совершенствования законодательной базы. Но они до сих пор не приняли характера устойчивой тенденции.

Первые ласточки

Напомним, планы реформирования отрасли действительно наполеоновские. По словам Андрея Крайнего, уже подписаны соглашения с рядом крупных банков, которые изъявили желание кредитовать рыбную отрасль. Начала действовать соответствующая федеральная целевая программа, на реализацию которой из федерального бюджета выделено около 32 миллиардов рублей. Эти деньги предполагается направить на строительство заводов по воспроизводству водных биоресурсов, обновление научно-исследовательского флота. Предлагается ввести в законы о торговле статьи, регулирующие наценки на морепродукцию. Кроме того, в ближайшее время выйдет постановление федерального правительства, по которому из бюджета будут выделены 1,1 миллиарда рублей – они пойдут на субсидирование рыбакам процентных ставок рефинансирования. Компании, которые модернизировали суда за границей, получили возможность водить свои суда в российские порты без оплаты НДС и таможенной пошлины.

Давно назрела другая проблема — высокие железнодорожные тарифы на перевозку рыбы. Введение временных понижающих коэффициентов на перевозку рыбопродукции по железной дороге должно удешевить морепродукты в магазинах, а значит, увеличить на них спрос. В первую очередь, понижающие тарифы должны быть введены для наиболее удаленных рыбодобывающих регионов - Мурманской области и Дальнего Востока.

Наши рыбаки и их зарубежные коллеги намерены совместно решать проблему общемирового падения цен на рыбу тресковых видов. Планируется проводить акции по продвижению нашей рыбопродукции на европейском рынке. Еще одна действенная мера заключается в том, что рыбный бизнес планирует воссоздать в стране сеть магазинов «Океан», в которых рыба будет продаваться по «демократичным» ценам, минуя длинные цепочки посредников.

Но предварительные итоги реализации этих планов пока утешают слабо, хотя порты, в принципе, готовы принимать уловы.

- Судя по заявкам рыбопромышленников, в январе 2009 года через наш порт должно было пройти примерно 22 тысячи тонн рыбы, а в феврале — порядка 30 тысяч тонн, - рассказывает помощник генерального директора Мурманского морского рыбного порта Антон Артемьев. - Но реальные цифры оказались на порядок ниже. Например, в январе мы приняли около 13 тысяч тонн рыбы — это на 2-3 тысячи тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, в феврале принято порядка 20 тысяч тонн. Это больше, чем за февраль 2008 года. Что будет дальше — увидим. Строить предположения здесь довольно сложно, особенно с учетом продолжающегося кризиса. Как показывает практика, рыбопромышленники далеко не всегда выдерживают свои заявки, поскольку здесь очень многое зависит и от цен, и от промысловой обстановки, и от многих других факторов. И пока получается, что мы не можем даже спланировать свою работу. Но нужно отметить, что доставленная в порт рыба успешно раскупается, холодильники стоят практически пустые. И с рефрижераторными вагонами проблем нет, хотя большая часть рыбы доставляется потребителю пока по-прежнему автотранспортом. Кстати, недавно в порт пришли два судна, модернизированных за границей. Это БМРТ «Тында», принадлежащее компании «Мурманрыбфлот-2», и траулер М0011 «Борис Сыромятников», собственник которого — Мурманский траловый флот.

Куда поплывет рыба?

Тем не менее, скептицизм рыбопромышленников, которые повидали на своем веку немало реформ и реформаторов, не иссякает. Один из его источников - «налоговая амнистия» в отношении модернизированных за рубежом судов. Внешне она правильна и своевременна. Как известно, одно рабочее место в море дает семь рабочих мест на берегу. Капитан, заходя в порт, платит владельцам причалов, агентам по снабжению, грузчикам, ремонтникам и другим службам. И если наши суда пойдут разгружаться в родные порты, то все эти рабочие места переместятся из сопредельных стран к нам. Однако рыбаки считают, что эта правильность только внешняя.

- Закон о «налоговой амнистии» носит весьма половинчатый характер, - считает первый заместитель генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Валерий Тихончук. - Увы, она не распространяется на суда, которые строились или приобретались за рубежом. Они по-прежнему не могут заходить в наши порты из-за высоких налогов. Мы уже направили обращение в адрес правительства РФ по этому поводу. Ведь таких судов - несколько десятков! Самых современных, самых производительных. Почему они вынуждены работать на иностранную экономику? Если не принять мер, то порядка 200 тысяч тонн рыбы могут в наш мурманский порт не попасть.

Еще одна законодательная проблема связана с поправками, внесенными недавно в Налоговый кодекс и касающимися введения единого сельхозналога. Безусловно, ЕСХН способен существенно уменьшить налоговую нагрузку на предприятия рыбопромышленной сферы. Но возникает вопрос: куда исчезла из этого законопроекта рыбопереработка? Чиновники и депутаты разводят руками. Мол, это повлечет миллиардные затраты. Но никто не говорит о прибыли, которую способна дать возрожденная российская рыбопереработка. Неужели выгоднее ввозить из-за рубежа в Россию рыбную пищевую продукцию, изготовленную из своего же сырья?

Этим проблемы далеко не исчерпываются. Сегодня наблюдается затаривание рыбой мирового рынка, усугубляемое кризисом. Впрочем, оно может даже сыграть на руку России. Треску, пикшу, зубатку с удовольствием покупали бы сами россияне, которым рыбы достается очень мало. Но где во время кризиса найти покупателя, который обеспечил бы своевременную оплату поставленной продукции, тем более в России?

- Кроме того, не все ясно с районами, откуда мы обязаны везти рыбу в российские порты, - добавляет председатель правления Союза рыболовецких колхозов Мурманской области Михаил Рябчевский. - В одном нормативном акте правительства написано, что на российский берег должна доставляться вся рыба, добытая нашими судами в иностранных районах, с которыми Россия имеет соглашения - например, в фарерской и норвежской зонах. А в другом, который вышел недавно, сказано: везти в российские порты продукцию, которая добыта в российских территориальных водах, в нашей экономзоне, в анклаве и на континентальном шельфе РФ. В частности, на нашем континентальном шельфе находится Баренцево море. Но ведь оно имеет и российскую, и норвежскую части! Мы отправили обращение премьеру Виктору Зубкову, чтобы он прояснил этот вопрос. Очень много неразберихи в законодательстве.

Путина покажет

Как показывает практика, прежде, чем тот или иной полезный закон начнет работать реально, обычно проходит немало времени. Этого же мнения придерживается и председатель координационного совета работников рыбного хозяйства России Вячеслав Зиланов. По его словам, многие планы Росрыболовства, внешне правильные и актуальные, кажутся пустой декларацией. Бесспорно, готовность банков кредитовать рыбопромышленные компании не может не радовать. С другой стороны, если за рубежом кредит можно получить под 7-8 %в, то в России кредиторы требуют от 18 до 22 % годовых! Вряд ли такие кредиты окажутся по карману рыбопромышленным компаниям, особенно малым и средним. Особенно — во время набирающего обороты кризиса. Этот вопрос чиновники стараются обойти.

Те же проблемы у покупателей рыбы. Руководитель Мурманского морского рыбного порта Владимир Соколов уже отмечал, что порт может принимать сотни тысяч тонн рыбы в год. Но просто выгрузить ее – мало. Нужно еще найти покупателя, который ее возьмет по выгодной для промышленника цене, быстро оплатит и распродаст потребителю через свои торговые точки. А для этого опять-таки нужны кредиты, которые сегодня неподъемно дороги. Реформаторам сегодня очень не хватает четкого понимания работы всей этой экономической цепочки, которая организована в России сложно, громоздко и неэффективно. Хорошей поддержкой рыбному бизнесу в этой ситуации, по мнению Вячеслава Зиланова, мог бы стать государственный заказ, о необходимости которого говорится давно. Возможно, вместо того, чтобы заваливать денежной массой банки, которые даже при условиях такой поддержки не спешат выдавать кредиты, следовало бы напрямую поддержать рыбака-производителя, закупая у него улов. Эти меры правительству предлагаются давно, однако ответа на эти предложения по-прежнему нет.

Возрождать специализированные рыбные магазины — безусловно, правильная идея. Люди с ностальгией вспоминают времена, когда была возможность прийти в магазин и собственноручно выловить сачком плавающую в специальной емкости живую рыбу. Но в словах о реализации этой идеи не хватает конкретики. Сегодня частный бизнес стремится продвигать рыбу на рынок через крупные торговые сети. Выгодно ли будет ему открывать отдельные магазины для продажи рыбы, прикладывать дополнительные усилия, неся при этом немалые расходы, да еще в условиях падения покупательной способности населения? Вряд ли. Возможно, необходим закон, ограничивающий разницу между оптовыми и розничными ценами на рыбопродукцию в пределах, например, 10-12 %. Это поможет «отсечь» лишних посредников в цепочке между рыбаками и потребителями рыбы. Может быть, тогда специализированные рыбные магазины и появятся.

Впрочем, реформенное время всегда было трудным, а преобразования почти всегда вызывали противоречивую реакцию у тех, чью жизнь они должны были облегчить. Цыплят, как известно, принято считать по осени. Время еще есть. Главное — вовремя и адекватно реагировать на возникающие сложности.

Источник: Рыбные ресурсы

Также в разделе

Комментарии (0)