Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Почему в Баренцевом море трески стало больше, а цена на нее выросла

Фильтры

Регион

Новости

Почему в Баренцевом море трески стало больше, а цена на нее выросла

Об особенностях прибрежного промысла в Заполярье мы поговорили с генеральным директором ООО «Севрос» Сергеем Махотиным. Как вы думаете, есть ли связь между глобальным потеплением на планете и ценой на треску в магазинах Мурманска?

В теории - есть! Как говорится в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата, многие виды рыб мигрируют в северные моря. Ученые объясняют это просто: температура на Земле повышается, вода нагревается, и в поисках более комфортной прохладной воды все больше рыб уходит из южных морей в северные.

С учеными согласны и чиновники. На 19-й Конференции министров рыболовства стран Северной Атлантики руководитель Росрыболовства Илья Шестаков отметил, что климатические изменения в Северном полушарии уже хорошо заметны: «Перераспределение запасов, связанное с потеплением, реально влияет на промысел. Рыба летом мигрирует значительно дальше на север и восток, чем раньше, и распределяется очень широко»

Примеры перед глазами. Так, в Норвежском и Баренцевом морях запас трески в 2012 году был близок к рекордно высокому уровню. Это позволило установить объем допустимого улова (далее ОДУ) на 2013 год в размере 1 млн тонн. Запас путассу, скумбрии тоже вырос. В 2013 году ситуация повторилась, запасы опять подросли, ОДУ на 2014-й снова под миллион.

Казалось бы, если рыбаки могут выловить больше трески, то в магазинах цена на нее должна упасть. Так и было, к примеру, в прошлом году. Однако вопреки логике, в 2014-м рыба дешеветь не собирается, а наоборот – подорожала!

Дефицит создан искусственно

- В этом году, не смотря на бодрые рапорты различных рыбных функционеров в областных СМИ, отпускная цена на треску и пикшу выросла на 20 рублей и более, - рассказывает Сергей Махотин, ген.директор ООО «Севрос». – По данным на 30 июня, вылов трески составил 7715,7 тонны против 8 845,7 тонн за аналогичный период прошлого года, пикши и того меньше – 2324,6 (в 2013-м – 2 522,2 тонн). Получается, более, чем на 1000 тонн выбрали меньше. Хотя ОДУ трески на 2014-й год не уступает показателям 2013-го.

- В чем же причина такого парадокса?

- Увы, все упирается в объемы выделенной рыбакам-прибрежникам квоты, - считает Сергей Анатольевич. – На этот год она значительно меньше. Хотя еще в 2009 году Северный научно-промысловый совет (далее СНПС – Ред.) решил квоту на прибрежное рыболовство увеличивать пропорционально росту ОДУ. Но тогдашний глава Росрыболовства Анатолий Крайний это решение не поддержал. Эта печальная традиция продолжается по сей день. Меньше прибрежной квоты – меньше уловы – меньше загрузка у предприятий рыбопереработки – дороже рыба на столах северян.

Сейчас большая часть трески и пикши добывается по промышленной квоте рыбаками-океанистами, но 80% их улова уходит в Норвегию и другие зарубежные страны, обеспечивая тамошние береговые предприятия работой. По сути, это наносит ущерб экономике Заполярья. По оценкам экспертов, из-за проблемы незаходных судов регион ежегодно теряет более 5 миллиардов рублей. Именно столько тратят наши траулеры в иностранных портах.

Прибрежники, наоборот, весь улов везут на родной берег. Они не только обеспечивают северян свежей охлажденной рыбой, но и дают работу всей технологической цепочке – докерам, рыбопереработчикам, торговым сетям, судоремонтникам, снабженцам, и т.д. Соответственно, чем выше квота у прибрежников, тем больше загружен берег, больше налоговые отчисления в бюджет от всей цепочки предприятий и – главное – тем дешевле рыба!

Но именно квоты рыбакам-прибрежникам и не хватает. Ведь за последние три года ОДУ трески значительно выросло, а прибрежная квота «трески-пикши» уменьшается. По состоянию на 1 июля 2014 года средний объем прибрежной квоты на одну рыбодобывающую компанию составил 361 тонну трески и пикши. Это примерно на 3-4 месяца активной работы. А что прибрежникам делать дальше?

Куда пропала научная квота?

Дальше на выручку рыбакам приходило распределение так называемой научной квоты и  квоты третьих стран. Вот и 19 мая на заседании СНПС представители компаний, занимающихся прибрежным промыслом, подняли вопрос о передаче им нереализованной части квот этих двух категорий. Такая добавка помогла бы прибрежникам загрузить работой и свои суда, и предприятия береговой инфраструктуры.

СНПС пошел навстречу частично, проголосовал за передачу им квоты третьих стран. Вроде бы, есть чему радоваться, но…

- В прошлом году приказ о передаче этой квоты был подписан уже в апреле. Это позволяло планировать экономику предприятий, развивать бизнес-проекты, просто активней выбирать рыбу по основной квоте. В 2014 году решение принято довольно поздно. Да и обещанные объемы выделенного не идут ни в какое сравнение с прошлогодними: в 2013 году по квоте третьих стран мы получили 6571 тонну трески и 340 тонн пикши, а в 2014-м на весь северный бассейн обещают выделить 2900 тонн трески и 12 (!!!) тонн пикши, - приводит цифры Сергей Махотин.

А научную квоту СНПС вообще полностью передал океанистам! Причем это решение поддержали не только представители крупнотоннажных флотов, но и прибрежники из соседних с Заполярьем  регионов (Архангельская область, Карелия и Ненецкий автономный округ). Дело в том, что после принятия прошлогодней поправки к Закону о рыболовстве, прибрежники сами могут выбирать направление деятельности: везти охлажденку на мурманский берег либо морозить улов и перегружать в море с судна на судно. Естественно, коллеги из других регионов предпочитают не возиться со свежей рыбой, а морозить ее. А значит, у них нет никакой заинтересованности в увеличении квоты на прибрежное рыболовство.

С соседей и океанистов - взятки гладки. Куда поразительней невнятная позиция комитета по рыбохозяйственному комплексу Мурманской области, представители которого при голосовании очень редко поддерживают предложения прибрежников. Хотя они, казалось бы, должны быть больше других заинтересованы в том, что бы загрузить работой заполярных рыбаков и рыбопереработчиков.

Поневоле вспоминаются слова президента Владимира Путина о системе распределения квот на рыбу, сказанные им на совещании в Архангельской области в июне этого года: «Там столько было жульничества в предыдущие годы, до чего надоело это!»

Траулеры строить будем или покупать?

Фраза президента РФ о жульнических схемах касалось и так называемого исторического принципа распределения квот. Сейчас в Росрыболостве и в федеральном правительстве обсуждают возможность его модернизации. В первую очередь рассматривают вопрос введения «квоты под киль», то есть хотят простимулировать отечественное судостроение за счет рыбацких заказов.

- Президент «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов предложил за компаниями, готовыми строить суда в России, закреплять квоты не на 10 лет, как сейчас, а на 20-25, - рассказывает Сергей Анатольевич. – Идея правильная. Мы изучали возможность заказа новых траулеров на отечественных верфях и столкнулись с тем, что судно типа «Лаукува», построить в Китае в полтора-два раза дешевле, чем в России. Да и навык строительства таких судов у нас во многом утерян. Если мы закажем в России новый траулер, то эта работа практически будет идти с нуля. Мы окажемся в положении первопроходца, лыжника на снежной целине: все трудности, вся обкатка проекта, все дополнительные расходы, преодоление детских болячек, лягут на того, кто закажет головное судно. Поэтому небольшие рыболовецкие компании будут ввязываться в такие траты только в том случае, если государство действительно гарантирует квоту под киль на 25 лет. На судно типа МРТК нужна квота в 800-1000 тонн в год, на судно типа «Лаукува» - 1500-2000 тонны. Это очень дорогостоящий и долгоиграющий проект.

Сейчас прибрежники предпочитают не покупать новые суда за границей, а вкладываться в модернизацию старых. Тот же «Севрос» и его партнер ООО «Бионорд» практически закончили модернизацию МРТК «Нордкап» 1994 года постройки.

- Мы вложили в этот проект более 20 миллионов рублей, - продолжает Сергей Махотин. – Конечно, с затратами на постройку нового судна не сравнить. Но эти деньги мы потратили не за границей, а в Мурманске, обеспечив работой наших земляков-судоремонтников!

В общем, пока прибрежники возят рыбу в родной порт, экономика города и области будет получать дополнительный импульс к развитию. Главное, чтобы власти услышали эти компании и пошли им навстречу в главном вопросе – по квотам.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Сколько охлажденки доставлено в Мурманск

В 2013 году в столицу Заполярья и другие порты Кольского полуострова российские рыбаки-прибрежники доставили с морского промысла 31 554,9 тонн рыбопродукции, в том числе:

- треска – 21 130,2 тонны,

- пикша – 6 305,2,

- прочие виды  – 4119,5 тонн (камбала, зубатка, сайда и т.д.).

Источник: www.murmansk.kp.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись