Мурманские прибрежники предлагают региональному комитету рыбохозяйственного комплекса усовершенствовать систему пропуска судов через границу
18 авг 2009, 17:30
899
Об этом Мурманскому информационному агентству «Би-порт» сообщил Анатолий Евенко, председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана.
«Усовершенствование и упорядочение инфраструктуры пунктов пропуска, а также мест доставки свежеохлажденной рыбы и базирования прибрежных судов имеет для наших предприятий важное значение, - сообщает он в своем письме к председателю регионального РХК Сергею Балябо. - Продукция прибрежного лова - скоропортящаяся, промысел - сезонный. Все 100 процентов улова доставляются в свежем виде только через терминалы зоны ответственности Мурманского морского рыбного порта. В целом состояние инфраструктуры морских пунктов пропуска в порту Мурманск можно считать удовлетворительным. А вот время проведения в них различных видов контроля можно было бы сократить. Тем более что постановление российского правительства от 19.03.08 № 184 позволяет сокращать время прохождения в порту Мурманск основной массы процедур приходного оформления рыбопромысловых судов. Однако на завершающей стадии оформления продукции для ее выгрузки потребителю возникают непроизводительные простои из-за несостыковки его положений с вышедшим 14 мая 2008 года приказом ФТС России № 578. Согласно 5-му пункту 184-го постановления, оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла, добытой в исключительной экономической зоне России и на континентальном шельфе, при ввозе (вывозе) на таможенную территорию страны при доставке с целью переработки или реализации ее дома осуществляются комиссией, в состав которой не входят таможенные органы. В тоже время Мурманская таможня, ссылаясь на приказ ФТС России от 14 мая 2008 г. № 578, осуществляет соответствующее таможенное сопровождение выловленной в ИЭЗ рыбы, оформление которого занимает как минимум 4-5 часов дополнительного времени, помимо 3 часов работы комиссии. Водные биологические ресурсы, добытые прибрежными судами за пределами территориальных вод (12 миль), оформляются в установленном таможенном порядке (ТК РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ, указания ГТК РФ от 03.08.1995 № 01-12/960 «О таможенном оформлении продукции морского промысла»). При заявлении судовладельцем таможенному органу сведений о количестве рыбы на борту судна должно быть указано ее точное количество. Специфика работы прибрежных маломерных судов в условиях оперативной поставки скоропортящегося свежеохлажденного сырья не позволяет производить точный перерасчет количества первично обработанной рыбы и фактической ее сдачей на берегу. На малых судах точное весовое хозяйство, при любом желании, не установить. Свежая рыба, пересыпанная льдом, за счет убыли клеточного сока в ней, имеет естественное свойство терять вес при транспортировке. Любое расхождение между количеством свежей рыбы, выгруженной в порту, и рыбы, заявленной в судовых документах, приводит к административному правонарушению. Рыбак становится в положение потенциального нарушителя, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это касается также и экипажей судов океанических дальних промыслов.
Несмотря на неоднократные установки и президента России, и председателя правительства на исключение из практики любого дублирования контрольных функций различными службами, ведомствами, учреждениями, в этом отношении мало что меняется. Нацрыбкачество, Россельхознадзор, Роспотребнадзор зачастую подменяют друг друга, отнимают у рыбаков промысловое время путем различных контрольных замеров, завесов, лабораторных исследований на качество и безопасность только что выловленной рыбы, сопровождая при этом обильным «листопадом» документов, справок, разрешений.
Как известно, общий порядок пограничного контроля отражается в соответствующей технологической схеме пропуска через государственную границу, которая разработана (и разрабатывается) администрацией пункта пропуска совместно с представителями государственных контролирующих органов. Содержание и последовательность контрольных операций в ней, на наш взгляд, в отношении прибрежных маломерных и малочисленных экипажей судов, ведущих промысел в прибрежье, излишне заорганизована. Это очень мешает оперативно и своевременно заменить по форс-мажорным обстоятельствам того или иного члена экипажа. На это требуются сутки, а в летнее время - самый пик рыбалки у прибрежников – и все двое.
С целью упорядочения системы пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также создания инфраструктуры, необходимой для повышения привлекательности и конкурентоспособности порта Мурманск, предлагаем:
- в рамках поручений Президента РФ (от 22.09.2007 г. Пр-1681), касающихся ускоренной и упрощенной схемы обработки судов и доставляемой ими в порты РФ свежей и охлажденной рыбы по принципу "одного подхода, одного окна" – привести нормативно-правовое поле действующего таможенного законодательства РФ в соответствие с требованиями дня в условиях известного социально-экономического кризиса;
- с целью выработки оптимальной схемы контрольно-пропускных, разрешительных мероприятий, как для рыбаков-прибрежников, так и иных хозяйствующих субъектов, провести с заинтересованными сторонами инвентаризационный выборочный хронометраж соответствующих контрольных оформлений, потока документооборота и иных функций силовых и властных структур в пунктах пропуска и доставки свежей и охлажденной рыбы;
- упразднить, наконец, в установленном порядке дублирование функций ветеринарных, санитарных ведомств, отвечающих за безопасность рыбной продукции;
- предложить соответствующим инстанциям с привлечением представителей рыбаков-практиков пересмотреть в сторону возможного упрощения для маломерных судов и их экипажей содержание и последовательность контрольных операций, обозначенных в технологической схеме пропуска через государственную границу и разгрузочно-погрузочные терминалы Мурманского порта».