Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Мурманская область: во исполнение Федерального закона о рыболовстве научный улов направили на переработку

Фильтры

Регион

Новости

Мурманская область: во исполнение Федерального закона о рыболовстве научный улов направили на переработку

«Мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда».

В прошлом номере "Рыбацкой газеты" в публикации "В нарушение Федерального закона о рыболовстве научный улов направили на переработку", сообщалось, что в мае 2011 года в отношении ФГУП ПИНРО Пограничным управлением ФСБ России по Мурманской области были возбуждены дела об административных правонарушениях по фактам изготовления на судах, осуществлявших исследования, рыбопродукции из уловов водных биологических ресурсов, добытых в научно-исследовательских целях. При этом руководитель пресс-службы аппарата Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области прокомментировал данный факт следующим образом: "На двух данных судах рыбаками была изготовлена рыбопродукция: палтус, потрошенный, без головы и замороженный с головой. Более 200 тонн. Его перегрузили на транспортные суда. Изготовление продукции и транспортировка в порт Мурманск, противоречит российскому законодательству. А на третьем судне "Вильнюс", принадлежащем ПИНРО, которое с мая месяца вело научный промысел в норвежской экономической зоне, было переработано в товарную продукцию: морского окуня более 2 тонн; палтуса 4,5 тонны; трески 2 тонны; пикши 0,5 тонны. Куда направлялась незаконно заготовленная партия, сейчас выясняют дознаватели. После проведения пограничниками административного расследования материалы будут переданы в суд".

Читая эти комментарии, поневоле вспоминаешь строки из Сергея Довлатова Мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда. От себя добавим - чудеса встречаются все реже.

Теперь по существу. В апреле-мае 2011 года три судна ФГУП ПИНРО в целях выполнения российско-норвежской программы изучения живых морских ресурсов Баренцева моря действительно проводили ресурсные исследования, т.е. работы, сопровождаемые неизбежным выловом водных биоресурсов. Принципиально важно, что исследования выполнялись в экономической зоне Норвегии с разрешения норвежских властей по научным квотам, выделенным в рамках смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Как известно всем, и даже пограничникам, законодательство Норвегии запрещает выбросы выловленных биоресурсов за борт независимо от их состояния и обязывает суда всех стран, включая российские, осуществлять обработку выловленной рыбы с соблюдением ветеринарных, санитарных и других правил для ее последующей доставки на берег.

Должны ли были суда Полярного института соблюдать эти требования? Однозначный ответ на этот вопрос дает статья 4 Федерального Закона О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, которая гласит: Если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, применяются правила этих международных договоров.

Действуют ли в Баренцевом море какие-либо международные договоры? Да, их, как минимум, два Соглашения между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегия в области рыболовства 1975 и 1976 гг. При этом статья 4 Соглашения 1976 г. говорит следующее: Рыболовные суда одной Договаривающейся Стороны при ведении промысла в пределах района другой Договаривающейся Стороны, о котором говорится в статье 1 настоящего Соглашения, должны соблюдать меры по сохранению, законы и правила, а также другие условия и положения, относящиеся к рыболовству, устанавливаемые этой Договаривающейся Стороной. В переводе с дипломатического на русский это обязательное к исполнению положение действующего международного договора означает, что все норвежские суда, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне России, обязаны соблюдать российское законодательство, а российские, в том числе научно-исследовательские, при осуществлении работ, связанных с выловом рыбы, обязаны исполнять норвежские законы и правила в области рыболовства.

Таким образом, российское законодательство, и не только ФЗ 2О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов", но и Конституция Российской Федерации, и ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", также устанавливающие верховенство международного права в межгосударственных отношениях, обязывает российские рыболовные суда соблюдать установленные норвежскими властями правила вылова, обработки и хранения уловов в экономической зоне Норвегии. Так что заголовок статьи в "Рыбацкой газете" следовало бы перефразировать - Во исполнение Федерального закона о рыболовстве научный улов направили на переработку.

Неужели работникам Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области неизвестны эти хрестоматийные вещи? Отнюдь, здесь все в полном порядке. Российские контролирующие органы требуют от норвежских судов при их работе в ИЭЗ РФ исполнения норм российского, а не норвежского законодательства. И если бы капитану норвежского исследовательского судна при его работе в российских водах пришла в голову мысль изготовить из рыбы, выловленной по научной квоте, рыбопродукцию, ссылаясь при этом на норвежские правила, то он заслуженно был бы наказан представителями Пограничного управления. И аргументы о том, что судно и экипаж являются норвежскими, не произвели бы на проверяющего никакого впечатления, т.к. он твердо знает, что в российских водах действуют российские правила, и не только в воде, но и на судне.

Так почему же, черт побери, Пограничное управление думает, что норвежские контролирующие органы будут действовать иначе?!!! И почему жители Мурманска, въезжая на собственных автомобилях в Норвегию и оставаясь при этом гражданами России, тем не менее, соблюдают норвежские, а не российские правила дорожного движения?! И почему в случае нарушения норвежских правил они исправно заплатят штраф и не станут ссылаться на то, что в России за такое нарушение не наказывают?!

Вот и Полярный институт, делая все возможное, чтобы безумие не становилось нормой и строго исполняя, в первую очередь, российское законодательство, подчинялся при работе в норвежских водах норвежским же правилам не выбрасывал рыбу за борт после проведения исследований, обрабатывал ее в соответствии с норвежскими требованиями, маркировал и сохранял на борту для проверки норвежскими контролирующими органами и т.д. Кстати, вся отчетность по вылову и хранению рыбы ежесуточно передавалась российским контролирующим органам. После окончания работ груз открыто и официально был доставлен в Мурманск, прошел необходимое ветеринарное и таможенное оформление и был частично перегружен на территорию порта с соблюдением всех необходимых формальностей. Был бы перегружен и полностью, но неожиданно 27 мая без предъявления оснований и объяснения причин был арестован людьми в масках и с автоматами, оказавшимися впоследствии представителями Пограничного управления, и вывезен ими в неизвестном направлении. Заметим, что в период проведения исследований в водах Норвегии замечаний по работе судна со стороны норвежских властей не поступало, несмотря на неоднократные проверки в море. Как, кстати, не было высказано ни одной претензии и контролирующими органами России. Так где же вы все это время были и почему не остановили деятельность, если усматривали в ней нарушение?!

В устных беседах нам не раз с потрясающей легкостью задавали вопрос: а почему вы не выбросили рыбу в море после выхода из экономической зоны Норвегии? Отвечаем. Потому что это запрещено Законами "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", которые предусматривают возможность сброса за борт только свежей рыбы и ее остатков. А еще потому, что на борту наших судов не было водных биоресурсов, подлежащих возвращению в среду обитания и уничтожению, и потому что несли бы уголовную ответственность за уничтожение имущественного актива предприятия. Наконец, потому что не рассматриваем российские воды в качестве, извиняюсь, помойки, в которую можно бросать что попало. Хватит с нас того, что из страны, в которой жить нашим детям и внукам, пытаются сделать свалку ядерных отходов, свозимых в Россию со всего мира.

С такой же святой простотой нам, чтобы избежать претензий, рекомендуют вообще не проводить исследования за пределами российских вод. Забыв заодно о международных обязательствах России в области изучения и сохранения водных биоресурсов, о необходимости выполнения государственного контракта, о том, что без репрезентативной оценки состояния запасов промысловых рыб и беспозвоночных не видать нашим рыбакам увеличения квот как своих ушей. Охотно верим, что именно так и поступили бы наши контролирующие органы.

Еще одна мелочь. Руководитель пресс-службы аппарата Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области, комментируя случившееся, употребил словосочетание "научный промысел". К сведению контролирующих органов, такого промысла не существует, зато есть рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях. А понятие научный промысел примерно соответствует понятию коммерческий контроль.

Хочется порадоваться за Пограничное управление после проведения административного расследования материалы будут переданы в суд. С вероятностью в 99 % этот суд оно выиграет. Ведь в современной России доля оправдательных приговоров не превышает 1 (!!!) %, тогда как в дореволюционной России их количество составляло 25-30 %, сейчас в Европе и в США- 15-20 % и даже военные трибуналы в период Второй мировой войны оправдывали обвиняемых в военных преступлениях, в том числе нацистов, намного чаще, чем сейчас обычные российские суды обычных российских граждан.

А потому уже в недалеком будущем Полярный институт, основываясь на решении суда, возможно, получит право проводить исследования в водах Норвегии по российским правилам. И кому какое дело, что вместе с этим правом мы автоматически получим обязанность выплачивать многомиллионные штрафы, а потом и вовсе будем включены в черный список злостных нарушителей без права проведения исследований в районах юрисдикции Норвегии. Зато граждане России в соответствии с решением суда получат право ездить по правой стороне дороги в Великобритании, курить в общественных местах в Финляндии и Норвегии, есть сало в Йемене и делать много других приятных и привычных вещей за границей, плюя на законодательство иностранных государств. Может, действительно, стоит проиграть дело, чтобы увидеть такое торжество справедливости и здравого смысла!

Отдельный вопрос станет ли лучше российским рыбакам от триумфа подобной законности? Сильно сомневаемся. Отсутствие российских данных по биологии объектов промысла и величине их запасов сделает практически невозможной защиту интересов отечественного рыболовства. Да только кого это в современной России волнует?

Автор: Юрий Лепесевич, земеститель директора ПИНРО по науке.

От редакции:

Подробный материал о конфликтной ситуации между ПИНРО и Погрануправлением ФСБ РФ по Мурманской области читайте в недавно вышедшем номере "Рыбацкой газеты" за июнь-июль 2011 года в статье: "Пограничникам не указ международные соглашения".

Источник: Рыбацкая газета

Также в разделе

Комментарии (0)