Москва наконец-то развязала руки мурманским рыбопромышленникам. Причем сделала это в День рыбака - 14 июля
«Ребята, я больше не буду ходить капитаном, - сказал не так давно один из наших самых добычливых рыбаков. - Потому что пальцев не хватит перечислить, за что тебя могут наказать именно как капитана». Сказал и отрезал. Уехал из Мурманска, где долго и успешно рыбачил, а сейчас работает в другом порту на спасательном буксире. Говорит, что доволен. Даже самые опытные мурманские капитаны хотят ловить рыбу, а не проблемы и штрафы. Но до недавнего времени не получалось.
Больным местом было практикуемое с 2010 года двоякое толкование законодательства рыбаками и пограничниками. Сотрудники регионального погрануправления как правонарушение рассматривали тот факт, что капитаны рыбопромысловых судов, находясь в море, иногда выгружали рыбу на транспортное судно, чтобы сэкономить промысловое время и немалые средства. Общее возмущение рыбацкого сообщества Северного бассейна вызвал случай, произошедший в 2011 году с капитаном фирмы «Мурмансельдь-2» Валерием Батмановым. Он, чтобы не терять промысловое время, выгрузил рыбу со своего траулера на транспортное судно и нарвался на огромный штраф в 11,5 миллиона рублей, который суд наложил на него по иску пограничников.
- Конечно, мы боролись, - вспоминает этот случай глава Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин. - На суде представили все официальные документы, где сказано, что транспортировка уловов, в том числе и транспортным судном, не запрещается. Однако суд не принял наши доводы во внимание. С капитана взяли штраф, как с какого-то браконьера, да еще 23 миллиона штрафа наложили на компанию...
В Москву из Мурманска полетели многочисленные челобитные от рыбопромышленников, подключили депутатов Госдумы. Но ждать подзаконного акта, который бы расставил все точки над i, пришлось три года.
Вчера замгубернатора Мурманской области Сергей Скоморохов заявил на брифинге, что решение проблемы найдено.
- Только что вышло распоряжение правительства Российской Федерации, - сообщил Сергей Скоморохов. - Оно позволяет рыбакам, ведущим прибрежный промысел, производить перегрузку улова и переработку рыбных ресурсов на всей акватории Баренцева и Белого морей. Ранее российское законодательство не давало такой возможности нашим рыбакам. Запрет был введен для того, чтобы загрузить сырьем наши береговые предприятия рыбопереработки. Однако время показало, что бывают ситуации, когда статьи закона серьезно тормозят работу. Даже самую простую обработку улова - ту же шкерку рыбы - пограничники рассматривали как выпуск продукции из водных биоресурсов и расценивали как нарушение.
Новый документ вступит в силу со дня его опубликования. При его подготовке были учтены консолидированные предложения регионального правительства и рыбопромышленников Северного бассейна.
Принимавшие участие в брифинге председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Анатолий Евенко и генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин подчеркнули, что новый нормативный документ позволяет рыбакам трудиться более продуктивно.
- Нас, прибрежников, это впрямую касается, - отметил Анатолий Евенко. - Конечно, мы как поставляли свежую охлажденку, так и будем это делать впредь. Однако новая норма принципиально важна для всей рыбной промышленности региона. Нас беспокоила не столько перегрузка (наши суда в море не перегружаются), сколько рыбопереработка. Капитаны чувствовали, что буквально ходят по краю ножа. Против нас ни одного акта составлено не было, но тревога витала в воздухе постоянно…
- За последнее время федеральные органы власти, надо признать, сделали серьезные шаги по разбюрокрачиванию нашей рыболовной системы,- с удовлетворением отметил Василий Никитин. - Это и приказ федеральной таможенной службы № 40, который позволяет сейчас уже не декларировать рыбопродукцию российского происхождения. Это и технический регламент «О безопасности пищевой продукции», который также снял лишние бюрократические барьеры с системы контроля за качеством рыбопродукции. И наконец мы дождались столь необходимого для нас всех распоряжения правительства России. Ведь всем понятно, что нельзя сегодня рыбу везти в Мурманск с промысла, скажем, от Новой Земли, двое суток и ничего с ней не делать - она просто испортится. Переработка улова в море необходима, как и перегрузка в море. Однако решали вопрос целых три года. За это время часть наших фирм получила штрафные санкции на сумму более 50 миллионов рублей, на капитанов также налагались драконовские штрафы. А результат - поломанные людские судьбы, трудное положение компаний. Нам, рыбакам, хотелось бы, чтобы шаги, которые нам навстречу делают, делались бы быстрее.