Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Мурманская область: о ловле рыбы - без «воды»

Фильтры

Регион

Новости

Мурманская область: о ловле рыбы - без «воды»

Уже на будущей неделе рыбопромышленники Мурмана на международном экономическом форуме встретятся со своими коллегами из приморских регионов России и других стран. Какие проблемы будут обсуждены - об этом рассказал генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий НИКИТИН.

- Василий Федорович, чего вы ждете от предстоящего события?

- Форум такого масштаба впервые проходит в Мурманске. А потому мы ожидаем прибытия к нам не только руководителей федерального и региональных уровней, но и наших коллег-рыбопромышленников из приморских регионов, а также из-за рубежа. Это даст возможность обсудить с ними те вопросы, которые нас сегодня особенно волнуют.

- И первый из них?

- Это, конечно, проблема строительства, модернизации и обновления промысловых судов, внедрение новых орудий лова, оборудования и механизмов - в общем, всего, что так или иначе связано с рыбалкой. Нам очень интересно узнать, как все это делается на Дальнем Востоке, на западе и юге России, и как - у зарубежных коллег. Причем конкретно, без «воды».

- Насколько конкретно?

- До мелочей. Мы сегодня собираемся строить корабли, а никаких схем нет. Как завезти новое оборудование (лебедки, двигатели, радиоаппаратуру и многое другое), где все это ставить? Как это все происходит в других странах? Хороший опыт строительства рыболовных судов имеют, к примеру, Исландия, Норвегия, Испания. А вот мы его растеряли. У нас и так-то корабли не соответствовали лучшим проектам Запада даже в советское время, но и то, что было в те времена, сегодня утрачено. Нужен нам международный опыт и в производстве орудий лова. Мы знаем, что сегодня применяются новые дели-сети для производства тралов, неводов: «Ультра-кросс», «Евро-премиум», например. Куда движется мир в этом направлении и каково положение у рыбаков России?

- Допустим, судно вы построили, суперсовременные сети приобрели, рыбы наловили полные трюмы. Что ждет вас на берегу?

- Больной для нас вопрос - развитие инфраструктуры, которая обеспечивает работу флота. Мы, конечно, знаем, как приходят наши суда с рыбой в Мурманск, Калининград, в порты Дальнего Востока и как их принимают, скажем, в Норвегии или Испании. Но проанализировать и обобщить этот опыт просто необходимо. Как выгружается судно, какие нормативные документы - таможенные и иные - требуются. Как обстоит дело с холодильниками, рыбопереработкой, судоремонтом. Интересует нас, конечно, и маркетинг по продвижению рыбопродукции на рынки собственной страны и других государств, организация и проведение рыбных аукционов. Ну, и обязательно - создание системы контроля за развитием продаж и уровнем цен на рыбопродукцию. Предстоящий форум - хорошая возможность обсудить эти вопросы.

- Вы возглавляете крупнейший Союз рыбопромышленников Севера. Треть всего улова мурманских рыбаков на Северном бассейне - ваша. А со своими коллегами из объединений в других регионах и странах знакомы?

- Конечно. И одна из наших важнейших задач на форуме - обменяться конкретным и подробным опытом работы рыбацких ассоциаций и союзов с их представителями, которые прибудут отовсюду. Мы уже ездили изучать этот опыт на Фарерские острова, в Норвегию. И те крупицы новых знаний, которые там получили, очень пригодились в нашей практике.

- В чем основное отличие их деятельности от нашей?

- И в Норвегии, и в Испании, и на Фарерах все рыбацкие кооперативы и объединения законодательно встроены в государственную систему регулирования рыболовства. У нас пока этого нет. К примеру, кооператив по реализации рыбопродукции в Норвегии официально получает определенный процент от каждого проданного груза. И это достаточно солидная сумма. Мы подсчитали, что лишь за прошлый год заплатили норвежцам, привозя им свою рыбопродукцию транзитом, около четырех миллионов долларов только в виде налогов. На эти средства кооператив помогает своим рыбакам, если те вдруг обанкротятся. У нас же все по-другому. Мы никак не встроены в государственную программу. Наш союз поддерживается только взносами наших предприятий. Руководство союза - как официанты в ресторане. Нас наняли рыбацкие фирмы. Они и платят. А государство от наших забот - в стороне. Но ведь мы же нужны ему. При необходимости решения каких-то проблем рыбацких объединений и ассоциаций государство с нами советуется, мы делаем массу экспертных оценок, пишем необходимые заключения, выезжаем на столичные совещания. То есть на деле и мы нужны государству, и его поддержка нам необходима. Кстати, мы недавно предложили Росрыболовству аккредитовать представителей приморских регионов для решения самых актуальных вопросов. К примеру, от Мурманска это могут быть представители нашего союза, Мурманского тралового флота и ассоциации прибрежных промыслов. А другие рыбохозяйственные союзы Мурмана смогут делегировать нам свои полномочия при работе в Москве. Аккредитуйте нас, и ни один нормативный документ не принимайте без нашего участия. Встройте нас в государственную систему, вот чего мы просим у Росрыболовства.

Приведу пример. У нас с Союзом рыбаков Норвегии есть соглашение о сотрудничестве. У них нет в смете статьи расходов на командировки в Мурманск, но под это соглашение норвежское правительство сразу же выделило им деньги. Мы же все ответные визиты в Норвегию выполняем за счет сметы нашего союза. Но она же не бездонная, учитывая экономический кризис и достаточно сложное положение рыбопромысловых компаний в нынешних непростых условиях.

* * *

Василий Никитин затронул еще немало вопросов, с которыми наши рыбопромышленники намерены выйти на трибуну форума. Один из важнейших - маркетинг и сбыт рыбопродукции как на мировом, так и на местном уровнях. Взять хотя бы движение нашей рыбы. Та же мойва в Мурманске стоит 17 рублей за килограмм. В Москве она идет за 80, а где-то и за 90. Необходимо, как считает Василий Никитин, создать четкий механизм движения рыбы по собственной стране и за рубежом. И, в первую очередь, необходим грамотный маркетинг по продвижению «белой» рыбы - трески и пикши. Сейчас под нашу знаменитую баренцевоморскую треску очень успешно «косит» так называемый пангасиус - разновидность сома из Вьетнама. Его выращивают в рисовых чеках - каналах, по которым вода подается на рисовые поля. И хотя мясо у него белое, по вкусу напоминающее куриное, но растет пангасиус в воде, которая несет на рисовые плантации и химикаты, и удобрения, а потому с нашей экологически чистой треской его никак не сравнить. Но как успешно в данном случае выстроен маркетинг! Поставки пангасиуса в нашу страну растут с каждым годом.

Отдельный вопрос - торговые наценки. Если, скажем, в Японии наценка на рыбопродукцию в магазине составляет всего десять процентов, то в наших супермаркетах ее могут продавать в четыре-пять раз дороже отпускных цен производителя. И даже когда у рыбаков цена на добытую рыбу падает из-за кризиса, магазины свои планки не снижают. Это - тоже проблема для обсуждения на форуме.

Конечно, наши рыбопромышленники собираются поднять на нем и вопрос о сохранении биоресурсов, расскажут об опыте международного сотрудничества в этой области на примере деятельности СРНК (смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству). Хоть и ломаются там ежегодно копья при обсуждении текущих вопросов, но успехи-то налицо: поголовье рыбного стада в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях растет.

Состоится разговор и о возможных направлениях приграничного сотрудничества государств в области рыболовства, а также о практике работы нефтегазовых компаний и рыбаков в районах промысла. Не обойдется и без обсуждения тонкостей работы банковских, страховых, налоговых органов, портовых властей и других компаний и организаций, обслуживающих рыбную отрасль.

В общем, рыбаки форума ждут с большим интересом и энтузиазмом. И к детальному, конструктивному разговору они готовы. Причем надеются на понимание коллег из мирового рыбацкого сообщества. Ведь, что ни говори, а морская нива у рыбаков всех стран одна на всех - Мировой океан.

* * *

Василий Никитин: «На форуме мы надеемся обсудить проблемы строительства, модернизации и обновления промысловых судов и, конечно, больную для нас тему - развитие инфраструктуры, которая обеспечивает работу флотов. Одна из наших важнейших задач - обменяться конкретным и подробным опытом работы рыбацких ассоциаций и союзов с их представителями, которые прибудут отовсюду. В общем, рыбаки готовы к детальному конструктивному разговору на форуме».

Источник: mvestnik.ru

Также в разделе

Комментарии (0)